Как сотрудники злоупотребляют корпоративными льготами
Многие соискатели при отклике на вакансию обращают внимание на корпоративные льготы, помогающие поддерживать здоровый баланс между работой и личной жизнью. К таковым, к примеру, относятся офисные комнаты отдыха, бесплатные обеды или абонементы в фитнес-клуб по выгодной цене. При этом, отмечает вице-президент GoodHire Мариэль Смит, сотрудники могут злоупотреблять бонусами — это происходит в тот момент, когда подчиненные начинают относиться к ним не как к стимулам, а как к чему-то должному. По словам топ-менеджера, если льготы отвлекают работников от выполнения своих обязанностей, то компания должна пересмотреть свою политику вознаграждения.
Виды злоупотребления служебными льготами
По мнению Смит, существует четыре наиболее распространенных вида злоупотребления служебными льготами, о которых должны знать руководители организаций.
Неправильная трата рабочего времени
По данным исследования Университета Техаса в Сан-Антонио, сотрудники ежедневно в среднем тратят 14% своего времени на киберлаффинг — скроллинг соцсетей, просмотр видео на Youtube, посещение онлайн-магазинов и общение в чатах за рабочим компьютером. Такое поведение вредит компании, поскольку приводит к потере ее производительности. В общей сложности подчиненный отводит на кибер-бездельничество около 1,5 часов в сутки: 1 час у него уходит на интернет-серфинг и еще 23 минуты на то, чтобы вернуться к рабочему процессу.
Использование служебного бюджета в личных целях
Мариэль Смит отмечает, что данный способ широко распространен в корпоративной среде: «Сотрудники часто используют служебные расходы в личных целях. К примеру, вы приглашаете клиента на встречу и во время ужина заказываете самые дорогие блюда и вино. Позже своему руководству вы можете заявить, что сделали это в корпоративных целях, чтобы произвести хорошее впечатление на важного гостя». Кроме того, по словам Смит, подчиненные в командировке могут за служебный счет пользоваться дополнительными гостиничными услугами или вовсе брать в поездку всю семью, бронируя им номера и оплачивая питание из бюджета компании.
Злоупотребление рабочим графиком
На текущий момент многие компании позволяют сотрудникам самостоятельно распоряжаться рабочим временем. Например, в штаб-квартире Netflix в Калифорнии нет единого графика: подчиненные тратят на свои обязанности ровно столько часов, сколько необходимо для достижения результата. По мнению Смит, ставка на производительность снижает риск злоупотребления временем, поскольку человеку выгоднее как можно быстрее завершить проект. В то же время если в компании введена почасовая оплата, то некоторые сотрудники могут намеренно снижать продуктивность, чтобы получать больше за счет сверхурочной работы.
Злоупотребление комнатами отдыха
В крупных компаниях офисы представляют собой место не только для работы, но и для полноценной комфортной жизни. Чтобы сотрудники чувствовали себя уютно и при большой загруженности могли не тратить время на поездку домой, организации предоставляют им пространства, оборудованные под ванную, кухню, бассейн, тренажерный зал и комнаты отдыха. По словам Смит, проблема возникает в тот момент, когда подчиненные начинают злоупотреблять этими бонусами: например, они проводят много времени за приемом пищи или видеоиграми. Это особенно бьет по бюджету компании, если сотрудники получают почасовую оплату.
Как предотвратить злоупотребление льготами
Служебные льготы должны помогать сотрудникам легче справляться со своими обязанностями, а не снижать их производительность. Смит выделяет три способа, которые помогают искоренить злоупотребление бонусами.
Внедрение KPI
По мнению вице-президента GoodHire, руководство компании может оценить продуктивность персонала благодаря внедрению ключевых показателей эффективности (KPI). «Поставьте перед подчиненными конкретные задачи с четкими временными рамками и ослабьте контроль за их поведением — работники, знающие, что их зарплата зависит от производительности, будут прикладывать больше усилий для достижения результата. Если человек не справляется со своими обязанностями, то вместе с менеджером они должны найти выход из сложившейся ситуации. Не исключено, что продуктивность человека снизилась вследствие того, что он много времени проводит за интернет-серфингом или в игровой комнате», — отмечает Смит.
По словам эксперта, акцент на отслеживание KPI позволяет поддерживать льготы в своем правильном статусе: сотрудники относятся к ним как к вознаграждению за эффективный труд. В этой ситуации работники будут знать, за что именно им полагаются бонусы, а значит, будут самостоятельно (без указки менеджера) прикладывать усилия для того, чтобы получить желаемое.
Установление здорового баланса
Исполнительный директор Mock Interview Стив Ван напоминает, что во всем нужно придерживаться золотой середины: «Предлагайте свои льготы так, чтобы они не превратились в главный стимул работы для сотрудников. Для этого составьте список бонусов, которые будут помогать подчиненным в выполнении их задач, и определите оптимальное время, когда именно их можно внедрять. Кроме того, напоминайте подчиненным о том, что данные привилегии являются формой поощрения: они не даются просто так — их необходимо заслужить своим трудом».
После предоставления льгот топ-менеджер рекомендует измерить производительность коллектива: если ее показатели упали, возможно, сотрудники стали уделять больше внимания развлечениям, а не прямым обязанностям.
Построение доверительных отношений
«Каждый сотрудник компании должен знать: если у него по какой-либо причине пропадет интерес к работе, он сможет пообщаться на эту тему со своим руководителем и найти выход из сложившейся ситуации», — отмечает Смит. Автор книги «Стань лидером, возлюби свою работу» Пиюш Патель считает, что этого можно достичь благодаря выстраиванию доверительных отношений в коллективе. По его словам, начальнику необходимо провести откровенную беседу с подчиненным и выяснить, что именно его тревожит: «Будьте готовы к тому, что во время разговора вы услышите неприятные слова. Однако если вы выдержите негатив, то в дальнейшем сможете решить возникшие разногласия». Писатель напоминает, что лидер обязан на деле поддерживать коллектив, поскольку именно поступки служат укреплению доверия.