Константин Волков
Константин Волков
17 декабря 2019

Как каршеринг стимулирует преступную деятельность в России

Каршеринг, как и любая технологическая новинка, имеет две стороны: с одной — эта услуга помогает гражданам быстро и экономно передвигаться из точки А в точку Б, с другой — открывает массу возможностей для злоумышленников. Сотрудники московского уголовного розыска рассказали «Известиям», как преступники используют каршеринг в своих целях.

Речь идет не о кражах из салона автомобиля, когда россияне выносят зеркала заднего вида, ароматизаторы, аптечки и прочие аксессуары. В полиции собраны материалы по более тяжким преступлениям. К примеру, сотрудники правопорядка не раз сталкивались с тем, что «автомобили на час» используются дилерами для закладок наркотических веществ. Злоумышленник берет машину на льготный период, до 20 минут, и оставляет товар под крышкой бензобака, после чего сообщает координаты покупателю. Тому хватает трети часа, чтобы найти автомобиль и забрать наркотики. Кроме того, дилеры используют каршеринг для передвижения по городу, чтобы полиция не смогла их отследить. Сотрудники правоохранительных органов подчеркивают, что в каждый автомобиль невозможно поставить прослушку, чтобы узнавать о перемещении и переговорах злоумышленников.

Вообще, каршеринг значительно упростил доступ преступников к транспортным средствам. Если раньше им приходилось угонять машину, то сегодня для своих целей они могут использовать «автомобиль на час». Причем злоумышленники научились не «засвечиваться», прибегая к чужим данным. Последние они получают от продавцов паролей — людей, которые различными путями становятся владельцами доступов к аккаунтам рядовых граждан. Под таким аккаунтом за руль может сесть кто угодно, в том числе лица, отстраненные от вождения за правонарушения. В последнее время спрос на подобные доступы значительно возрос, а цена на эту услугу колеблется от 500 до 1000 рублей.

По словам одного из офицеров столичной полиции, в городе все чаще стали возникать ДТП следующего характера: в аварию попадает машина из каршеринга, сотрудники правопорядка выясняют, кому она принадлежит по аккаунту, но оказывается, что этого человека в тот момент не то что за рулем не было — он вообще отсутствовал в городе. Это говорит о том, что кто-то воспользовался его доступом и незаконно проник в автомобиль. Чтобы найти преступника, полиции приходится опрашивать свидетелей аварии, составлять фотопортрет скрывшегося с места происшествия виновника и т. д. Кстати, порой за руль «автомобиля на час» садятся подростки, заполучившие пароли своих родителей. В случае аварии несовершеннолетние не бегают от полиции и признаются, как у них оказались данные отца или матери.

Как же злоумышленникам достаются чужие аккаунты? У преступников есть несколько способов получения личных данных. К примеру, они используют логины и пароли реальных пользователей, получая их через трояны-стилеры. Этот вирус проникает в смартфон, считывает всю необходимую информацию и передает взломщикам. Не последнюю роль в получении сведений играют и недобросовестные сотрудники каршеринга: они могут за определенную плату делиться данными аккаунтов. Наконец, преступники пользуются доступами подставных лиц — так называемых «дропов», которые за деньги предоставляют копии своих документов для последующей регистрации в сервисе.

По словам руководителя блока специальных сервисов и мониторинга угроз ETHIC компании «Инфосекьюрити» Сергея Трухачева, сегодня в даркнете можно найти огромное количество предложений о найме «дропов», которыми чаще всего становятся наркоманы, алкоголики и прочие асоциальные личности, жаждущие пусть и небольшого (около 2 тыс. рублей), но легкого заработка. При этом их не волнует риск стать подставным лицом и попасть под пристальное внимание полиции. Возможно, их заранее предупреждают, что сотрудникам правопорядка будет затруднительно доказать причастность «дропа» к регистрации в каршеринге: такие лица могут заявить, что их паспорт был украден, а сервис — взломан.

В случае с «левыми» аккаунтами полиции приходится прилагать много усилий, чтобы найти злоумышленника. Но встречаются и удачные совпадения, когда преступники по незнанию или забывчивости использовали именно свои пароли для каршеринга. В полиции рассказали, как однажды банда из шести выходцев из Средней Азии ограбила продуктовый магазин и скрылась на каршеринговой машине. Их удалось найти благодаря аккаунту: он принадлежал одному из членов группировки.

Но подобная удача — большая редкость, поэтому полиции приходится ломать голову над тем, как сделать «автомобили на час» менее привлекательными для преступников. Одна из идей, лежащих на поверхности, касается установки видеорегистраторов. Однако оперативники сомневаются в их эффективности: если россияне умудряются воровать рули, кресла, колеса и запчасти, меняя их на более дешевые, то эти автоаксессуары вынесут буквально за неделю.

Сегодня сотрудники ГИБДД стараются проверять водителей каршеринговых машин на соответствие аккаунту. Однако часть автомобилистов считает, что они только в добровольном, но никак не в принудительном порядке могут показывать смартфон со своими данными. Возможно, в ближайшем будущем полиция получит разрешение на то, чтобы проникать в приложения водителей. Но, как считают эксперты, это не станет панацеей. Тем более что в интернете можно в среднем за 2 тыс. рублей приобрести специальную версию пиратского приложения, которое покажет проверяющим поддельные данные о водителе. По этой и перечисленным выше причинам представители ГИБДД, уголовного розыска и наркополиции сходятся во мнении: сервису каршеринга необходимо совершенствовать систему безопасности, чтобы ограничить возможности преступников.

Опасным преступникам запретят работать в такси

Как оптимизация внутренних процессов ресторана влияет на его прибыльность: интервью с экспертом платформы Restik
5 бизнес-процессов, которые можно автоматизировать, чтобы сократить свои расходы
Чистота для города, удобство для компаний: как IT-решения позволяют управлять вывозом ТКО
«Проект изменил рынок SMM-продвижения». Создатель платформы Socialbooster о своем проекте