Личность,Ментал
11 марта, 2024

Как преодолеть перфекционизм в работе и бизнесе

Выясняем, почему он не помогает, а даже мешает, и как с ним справиться.

Делать свою работу хорошо — стремление предпринимателя, на первый взгляд похвальное и для бизнеса полезное. Однако желание выполнить ее безупречно, не останавливаясь до тех пор, пока не будет идеально, зачастую является не столько полезным, сколько доставляющим дискомфорт самому человеку, его окружению и проекту в целом. Поговорим о том, почему перфекционизм — не повод для гордости, а причина поработать над собой.

Как распознать перфекционизм

В тех случаях, когда стремление довести задачу до идеала мешает остановиться, даже если она уже выполнена достаточно хорошо, мы зачастую говорим о перфекционизме. Такое поведение свойственно людям, которые в стремлении сделать безупречно могут бесконечно переделывать то, что уже готово. При этом затягивая сроки, находясь в напряжении и требуя такого же подхода к работе от окружающих.

Казалось бы, что плохого в том, чтобы стремиться к высокому результату? Согласно мнению психологов, само по себе желание сделать свою работу хорошо — нормально. Однако там, где у человека пропадает способность реалистично оценивать полученный результат, возникает страх ошибиться и не получается вовремя закончить начатое, начинаются проблемы.

Например, клиент обратился в компанию за созданием сайта. И проект уже готов, соответствует техническому заданию, решает поставленные задачи. Тем не менее, вместо того, чтобы отдать его заказчику, собственник бизнеса поручает сотрудникам вносить всё новые и новые правки, которые могут быть совершенно излишни. Сроки сдачи сдвигаются, команда занимается непрерывным совершенствованием того, что уже неплохо. И не ясно, когда будет финал. В результате сотрудники работают больше, чем нужно, а клиент недоволен, что проект задерживается.

По каким признакам можно распознать перфекционизм?

Чаще всего перфекционисты с детства живут в состоянии завышенных ожиданий от себя. Как правило, в результате того, что таких результатов от них ждали близкие. Или же «безупречность» позволяет им чувствовать себя более комфортно.

Последствия проблемы для бизнеса

Если руководитель является перфекционистом, довольно часто возникают следующие трудности:

Как преодолеть перфекционизм

  1. Пробовать и учиться делегировать. Не все задачи сразу, а постепенно, одну за другой. Постараться найти того, кто может взять на себя определенный функционал, доверить ему определённый круг обязанностей и не стремиться проконтролировать каждый шаг.
  2. Стремиться не мыслить крайностями. Можно перед стартом работы выбирать критерии, по которым будет проще понять, что она сделана достаточно хорошо. А после того, как получится, пробовать останавливаться, если первоначальная цель достигнута.
  3. Учиться замечать результаты и отмечать их. Если поначалу сложно, можно запрашивать обратную связь у команды и клиентов.
  4. Представить страх, который заставляет переделывать работу многократно, в самом пугающем масштабе. А затем попробовать оценить, насколько такое развитие событий вероятно и что можно делать в такой ситуации. Полезно опираться на факты: цифры, прогнозы, аналитику.
  5. Разрешить себе ошибаться, потому что промахи неизбежны, если пробовать что-то новое. Но только таким способом можно расти и развиваться.

Почему необоснованная самоуверенность представляет опасность для карьеры

4 настольные книги, которые помогут справиться с тревогой

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: