Константин Волков
Константин Волков
4 марта 2020

Как понять, что ваш бизнес идет к банкротству

Каждый бизнес переживает взлеты и падения, но не все компании способны справиться с кризисом. По данным Ассоциации малого бизнеса, 30% новых предприятий терпят неудачу в течение первых двух лет и 50% — в течение первой пятилетки. Глава контент-отдела финансового маркетплейса Become Аннабель Эмери считает, что способность вовремя увидеть предупреждающие знаки может помочь предпринимателю спасти свою организацию. Аналитик приводит пять признаков, указывающих на то, что в работе компании произошел сбой. Причем это могут быть как временные трудности, так и серьезные проблемы, способные потопить весь бизнес.

Недостаток денежных средств

Для бизнеса важную роль играет способность создавать и увеличивать денежный поток. Поэтому, по мнению Эмери, сокращение финансовых средств является одним из неоспоримых признаков того, что компания находится в беде. В первую очередь это касается организаций, которые не занимаются сезонным бизнесом, где падение дохода в тот или иной период является нормальным явлением.

Говоря о временном недостатке денежных средств, эксперты оперируют термином «кассовый разрыв»: он возникает в тот момент, когда компания не в состоянии вовремя оплатить производственные расходы. Кассовый разрыв наступает в случаях, когда сроки поступления финансов в организацию не совпадают со сроками платежей. Чаще всего это явление возникает по следующим причинам: 1) неэффективное планирование движения денежных средств на предприятии; 2) невыгодные сделки и инвестиции; 3) незапланированные траты; 4) отсутствие резервного фонда; 5) непродуманные действия по устранению кассового разрыва.

Для решения проблемы Эмери рекомендует регулярно просматривать бухгалтерский баланс компании и сравнивать текущие финансовые показатели с показателями прошлого года. Для устранения кассового разрыва эксперты советуют тщательно планировать бюджет расходов, платежей и поступления денежных средств. Кроме того, необходимо составить очередность выплат и неукоснительно придерживаться платежного календаря и кассового плана. Четко функционирующая система планирования движения денежных средств помогает компании оперативно находить источники финансирования для покрытия кассовых разрывов.

«Удивительно, как часто компании не осведомлены о своих расходах, — отмечает Эмери. — Если вам трудно самостоятельно контролировать финансовые потоки, то переложите эту ответственность на бухгалтера, который защитит вас от неприятных сюрпризов в будущем». По мнению аналитика, если задержки в платежах происходят из-за несвоевременного поступления средств, то компании стоит взять кредит для малого бизнеса и провести факторинг для выплат по долгам.

Увольнение лучших сотрудников

«Увольнение сотрудников является одним из основных предупреждающих сигналов, что ваша компания находится в беде», — считает Эмери. Психологически подавленные или немотивированные работники служат индикатором того, что предприятие испытывает проблемы. По мнению аналитика, подчиненные могут быть недовольны по двум причинам: либо они получают низкую зарплату, либо руководство не в состоянии поддерживать здоровую рабочую среду. Если компания лишена рабочего драйва и приятной, раскрепощающей атмосферы, то сотрудники начнут постепенно ее покидать. Особенно усугубляющей является ситуация, при которой уходят лучшие специалисты.

Потеря доли рынка

По данным Британской ассоциации по банкротству, удержание своих рыночных позиций является ключом к прибыльности. Около 50% компаний терпят крах, когда лишаются своей доли рынка. Такая потеря чаще всего говорит о неспособности организации вести конкурентную борьбу и указывает на затруднительное положение компании, которой, скорее всего, грозит разорение.

Потеря клиентов

«Если от вас постоянно уходят клиенты и вы не можете восполнить потерю привлечением новых, то снижение прибыли уже не за горами», — отмечает Эмери. По мнению эксперта, данная ситуация может быть вызвана следующими причинами: 1) компания не соответствует ожиданиям клиентов; 2) конкуренты переманивают их лучшими предложениями; 3) организация стала плохо обслуживать своих клиентов; 4) ваш продукт или услуга больше не актуальны.

При потере клиентов Эмери рекомендует оперативно выявить причину проблемы. По ее мнению, организация может на короткий срок удержать потребителей с помощью маркетинговой кампании или за счет внедрения программ лояльности, но такие способы неэффективны в долгосрочной перспективе: «Поймите, почему клиенты стали от вас отворачиваться. Возможно, вы слишком повысили цены. Или, наоборот, понизили их так, что потребители стали сомневаться в ценности ваших товаров. Также не исключено, что ваш продукт больше не востребован на рынке».

Переизбыток товаров

Переизбыток товаров может стать настоящей проблемой даже для компании, которая на текущий момент работает идеально. Эмери считает, что из-за неразумного инвестирования в производство организация может лишиться финансов, необходимых для операционных расходов. Положение станет критическим в тот момент, когда товар перестанет пользоваться спросом — и его переизбыток приведет к финансовым потерям.

Как понять, что ваш бизнес-партнер потянет вас на дно