Константин Волков
Константин Волков
11 марта 2020

Как понять, боятся ли вас ваши сотрудники (и как это исправить)

Вам кажется, что вы как руководитель создаете комфортную рабочую среду и цените вклад каждого сотрудника, как вдруг с удивлением узнаете, что подчиненные вас боятся. По мнению консультанта по цифровым медиа Джона Бойнотта, существует ряд признаков, говорящих о том, что члены команды чувствуют себя некомфортно рядом с начальником: «Например, с вашим решением согласен весь коллектив, даже если вы просите честно высказывать свое мнение. Еще один тревожный знак: когда вы заходите в офис, персонал сразу же замолкает. Также обратите внимание на реакцию работников, когда вы даете задание: не начинают ли они нервничать?»

Проведенное Международной бизнес-школой Hult исследование показало, что около 34% младших сотрудников готовы скрывать свое недовольство работой, даже если будут сталкиваться с явными злоупотреблениями со стороны коллег. Еще 39% респондентов чувствуют себя довольно скованно во время общения с руководителем. Хотя именно открытый диалог помогает менеджеру принимать разумные решения и бороться с предвзятым поведением подчиненных, считает Бойнотт: «Не исключено, что вы запугиваете свой коллектив, но просто не знаете об этом». Чтобы разобраться в этом вопросе и в случае необходимости повернуть ситуацию в позитивное русло, аналитик предлагает обратить внимание на следующие факторы.

Примите факт, что вас могут бояться

«Подчиненные могут вас бояться, даже если вы не прикладываете для этого никаких усилий. Такая реакция, особенно со стороны младших сотрудников, обусловлена разницей в зарплате, полномочий и власти», — считает Бойнотт. Он подчеркивает, что, например, топ-менеджеры или члены совета директоров чувствуют себя более комфортно: благодаря своему опыту и достижениям они ощущают себя в большей безопасности. Тогда как их подчиненные могут переживать из-за должности, осознавая свое не самое прочное место в компании.

По мнению Бойнотта, руководитель обязан осознавать и признавать за собой силу, которая есть только у него и которая способна иногда пугать коллектив. «Если вы разочарованы отсутствием открытого и честного диалога на работе, то в первую очередь обратите внимание на причины, которые кроются в вас самих», — рекомендует эксперт.

Получите обратную связь

Если вы не осознаете уровень страха подчиненных перед вами, проведите анонимный опрос среди персонала. Перед этим пообещайте сотрудникам сохранить конфиденциальность и попросите их быть максимально честными. Пусть в анкете среди прочего они укажут свою принадлежность к младшему, среднему или руководящему составу и срок работы в компании, а также оценят уровень доверия в общении с коллегами. Также ваши работники должны сообщить, чувствуют ли они давление и запугивание со стороны начальства. Кроме того, необходимо уточнить у подчиненных, в какой степени на их открытость влияют такие факторы, как пол, этническая принадлежность и рабочий стаж.

Измените общение

«В коммуникации каждый фактор имеет значение, будь то выражение лица человека, тон голоса или стиль общения, — отмечает Бойнотт. — Например, если вы привыкли слушать идеи от подчиненных с лицом, не выражающим эмоции. Глядя на вас, сотрудники могут подумать, что вы относитесь с безразличием к их инициативам». Консультант призывает быть более отзывчивым во время диалога: благосклонно кивайте, когда сотрудник выступает с каким-либо предложением, даже если оно впоследствии останется нереализованным.

Также во время разговора сосредоточьте внимание только на собеседнике и не отвлекайтесь на посторонние раздражители. Даже если вас в переписке беспокоит настойчивый клиент, отложите общение с ним на потом. Главное — не демонстрировать подчиненному отсутствие интереса к его словам. «Кроме того, не игнорируйте и не отклоняйте сразу же идеи работника, не реагируйте на них с гневом или сарказмом, — подчеркивает Бойнотт. — Обращайте особое внимание на свои ответы, когда вы находитесь среди коллег, например, на рабочем собрании. Вне офиса знакомые смогут оценить ваши цинизм и чувство юмора, но проявление этих качеств на работе не всегда бывает уместным».

Также аналитик рекомендует подмечать реакцию подчиненных на ваши слова: например, некоторые сотрудники из-за страха могут находиться на собрании с отсутствующим видом. Другие могут активно вести себя на одной встрече, но на следующих просидеть молча, причем не из-за недостатка идей, а, вероятно, из-за негативной реакции руководителя на их предыдущие предложения. Как отмечает Бойнотт, у каждого начальника есть шанс изменить свое поведение и создать на рабочем месте открытую и доверительную атмосферу, благодаря которой сотрудники смогут свободно выражать свои мысли.

Ничего личного — только бизнес: почему босс не должен дружить со своими подчиненными