Наличие в команде креативных специалистов позволяет бизнесу находить нестандартные решения и запускать проекты, которые будут пытаться скопировать конкуренты. Эти возвышенные, одухотворенные люди всегда предлагают новшества, идеи, которые помогут создать неповторимый товар. Но взаимодействие с данными работниками нередко сопряжено с творческим кризисом у последних, нарушением дедлайнов и установленных договоренностей. Сегодня обсуждаем, как управлять такими кадрами, систематизировать их деятельность, обеспечивая стабильность работы и не урезая их творческий потенциал.
Кого можно считать творческими сотрудниками
Обычно речь идет о специалистах, которые работают в отделе маркетинга, занимаются копирайтингом, дизайном, созданием контента, разработкой креативных идей и решений, — фотографах, видеографах, авторах и др.
Практически любой компании требуются услуги такого персонала хотя бы время от времени: например, чтобы составить и реализовать маркетинговую стратегию, нужно уметь не только работать с аналитикой, изучать большой поток информации, учитывать тренды и т. д. Потребуется умение «упаковывать» ключевые смыслы и ценности бренда в формат, понятный его целевой аудитории, привлекать ее внимание к рекламным коммуникациям, отличаться от конкурентов, говорить с потребителями на одном языке. Выполнить перечисленные задачи как раз по силам творческим работникам: копирайтер может написать текст и придумать креативный слоган для рекламной кампании, дизайнер — передать основной месседж с помощью визуальных решений и т. д.
Однако нередко к творческим профессиям относят специалистов из других сфер деятельности — например стилист-парикмахер, архитектор, флорист, ведь их труд также заключается в создании уникальной работы или проекта на основе имеющихся знаний, компетенций и пожеланий заказчика.
То есть деятельность большинства компаний так или иначе связана со взаимодействием с работниками «творческого» профиля, отсюда и проблемы с коммуникациями или же конечным итогом выполненных работ.
Нередко такие сотрудники:
- Остро реагируют на критику, которую предоставляет руководитель или другие члены команды, поскольку свою работу воспринимают как результат творческого процесса.
- Находятся в «потоке», в котором сложно бывает помнить о временных рамках, соблюдать требования технического задания, взаимодействовать с коллегами и т. д.
- Сталкиваются с проблемой выгорания зачастую как раз таки по причине острой реакции на обратную связь, ощущения «непризнанности» собственного таланта на рабочем месте, ненормированного графика, творческого кризиса и т. д.
Чтобы выстроить продуктивное взаимодействие с креативной частью команды, нужно придерживаться определенных принципов руководства.
Как искать творческих сотрудников и управлять ими
Прежде всего важно определиться, какой вариант взаимодействия вы рассматриваете, — многое зависит от должности и структуры компании. Например, если организация активно занимается своим продвижением и закладывает на него существенный бюджет, копирайтера, дизайнера, маркетолога можно нанимать «в штат». В тех случаях, когда тексты, макеты и т. д. требуются время от времени, рациональнее найти нужных специалистов под конкретные проекты.
При отборе кандидатов на «творческие» позиции имеет смысл обратить внимание на:
- Портфолио, так как вне зависимости от резюме и опыта работы квалификацию показывают именно завершенные проекты.
- Тестовое задание, выполненное под задачи компании, — оно должно быть небольшим, не отнимать у соискателя много времени, однако заточено на то, чтобы дать ему возможность продемонстрировать мастерство.
- Собеседование с руководителем, в ходе которого и сотрудник, и управленец смогут понять, насколько комфортно им будет взаимодействовать и как будет строиться дальнейшее сотрудничество.
Какие принципы позволят сделать работу творческих специалистов в компании эффективной:
- Необходимо проговаривать основные сроки, которых им нужно придерживаться в процессе работы. Как правило, «креативщикам» сложно предоставлять ежедневный отчет о своей деятельности, поэтому будет достаточно согласовывать ключевые этапы презентации своего труда. Кроме того, важно заранее оговорить дедлайн, который нельзя нарушать.
- Четкий график работы.
- При постановке задачи старайтесь прописывать техническое задание, заполнять бриф, чтобы и вы, и специалист понимали, что требуется учесть в работе и получить на выходе. Принимать готовый проект и давать обратную связь в таком случае будет намного проще.
- Важно создать подходящие условия на рабочем месте — многие компании сейчас переходят на удаленный или гибридный формат взаимодействия с персоналом, поэтому у них нет необходимости сидеть за компьютером в офисе весь день. Творческим специалистам важно иметь возможность время от времени работать вне стен компании, а также планировать свое время, поэтому лучше оговорить такие тонкости на старте.
- Нужно предоставлять мягкую и конструктивную обратную связь. «Мне не нравится, это совершенно не то» — пример не самой полезной критики, так как она не содержит конкретных критериев и может обесценить усилия сотрудника. Опирайтесь на бриф и техническое задание, не переходя на личности, чтобы доработать проект и получить необходимый результат.
- Не забывайте, что даже творческая работа должна быть систематизирована и все стороны, участвующие в процессе производства, несут ответственность за конечный продукт. Свобода в деятельности не всегда означает отсутствие рамок и границ — это возможность, воспользовавшись которой можно в полной мере показать весь свой потенциал.
Построение эффективной модели взаимодействия компаний со стажерами