Еще в прошлом году практически любой предприниматель на вопрос, нужно ли следить за своими сотрудниками на работе, ответил бы, что такие меры чрезмерны. Но в эпоху COVID-19, когда многие специалисты остались выполнять профессиональные обязанности дома, мониторинг производительности может оказаться неизбежным. И тут работодатели столкнулись с актуальной дилеммой: насколько данная инициатива этична и где находятся ее границы. На эту тему рассуждает маркетолог, генеральный директор компании Gray Smoke Media, Крис Портеус.
Тайный мониторинг сотрудников
Лидер неэтичного поведения со стороны руководителя — это слежка за сотрудниками без их ведома. И напротив, легитимность данной меры прямо пропорциональна осведомленности кадров относительно их контроля. Портеус напоминает, что если компания вознамерится следить за своими работниками без соответствующего предупреждения, то вполне справедливо может столкнуться с серьезными последствиями.
Чтобы избежать подобного, убедитесь в том, что ваши сотрудники знают о наличии программного обеспечения, следящего за их деятельностью в рабочее время. Если необходимо, создайте политику мониторинга, которая регламентирует формы согласия работников и объясняет, в каком виде будет происходить слежка.
Исследование: россияне на «удаленке» стали работать больше
Мониторинг сотрудников в нерабочее время
Мониторниг в нерабочее время стал более насущной проблемой в текущих обстоятельствах. Сотрудники нередко используют рабочие компьютеры для личных целей во время перерыва или после окончания смены. Если вы используете программы для мониторинга в эти часы, то потенциально вторгаетесь в личную жизнь своих сотрудников и рискуете столкнуться с юридическими последствиями.
Избежать подобного можно двумя простыми способами. Первый: вы запрещаете работникам использовать служебное оборудование в личных целях. Второй вариант — от противного: если разрешаете, то с условием, что те не будут выключать трекеры слежки по окончании смены или во время перерыва. Это заставит сотрудников терпимо относиться к мониторингу, поскольку они получат контроль над соответствующим программным обеспечением.
Использование программного обеспечения
Большая часть приложений для слежки сотрудников оснащена функцией создания снимков экрана, а некоторые из наиболее навязчивых позволяют даже записывать все происходящее на мониторе или нажатие клавиш в течение дня. Несмотря на то, что скриншоты служат прямым доказательством производительности, их использование в нерабочее время (когда, например, сотрудники просматривают социальные сети или вводят банковские реквизиты) означает вторжение в личное пространство и сбор конфиденциальных данных.
В таких случаях глава Gray Smoke Media рекомендует использовать исключительно валидное программное обеспечение. То есть оно должно позволять огранивать мониторинг экрана лишь некоторыми приложениями и сайтами, непосредственно связанными с работой. Это же касается и остальных дополнительных функций слежки.
Применение полученных данных
Этичность слежки за сотрудниками определяется не только средствами сбора информации, но и тем, как она применяется. Если ваша цель — слежка как таковая, то вы зря теряете время. И напротив, когда вы хотите извлечь из этого практическую пользу, не рискуя своими кадрами, то действуете правильно.
Поэтому прежде чем начать контролировать сотрудников, Портеус советует определиться с целями. Верные: повысить продуктивность своей команды, отследить рабочую активность каждого ее участника относительно всего трудового дня (большинство программного обеспечения рассчитывают это автоматически).
Получив подобную информацию, проанализируйте, что именно вызывает снижение производительности. Съедает ли рабочее время служебная переписка и видеоконференции, или ваш сотрудник слишком часто заглядывает в соцсети. Ответы на эти вопросы помогут выработать дальнейший план действий и оценить целесообразность внедрения удаленного режима работы.
Время не деньги: почему производительность труда нельзя измерять в часах