Некоторые специалисты выбирают одну профессию на всю жизнь, другие могут в какой-то момент поменять сферу деятельности и начать работать в новом направлении. А третьи обладают таким количеством интересов, что кажутся непостоянными, так как регулярно чередуют специализации. Однако их можно отнести к категории мультипотенциалов, способных принести бизнесу выгоду, поэтому сегодня говорим о том, как выстроить с ними продуктивные и эффективные профессиональные отношения.
Кто такие мультипотенциалы
Так называют людей, которым сложно остановиться на какой-то одной сфере деятельности или профессии, у них большое количество интересов и они постоянно ищут и пробуют что-то новое. Иногда это совершенно разные направления, порой связанные друг с другом; кто-то из таких сотрудников меняет одно на другое, более интересное и понятное, кто-то предпочитает заниматься параллельно двумя видами деятельности. Вопреки распространенному стереотипу о том, что человеку нужно найти одно дело, которому он посвятит всю жизнь, склонность к увлечению разными интересами, а также способность быстро погружаться в новую тему делают мультипотенциалов перспективными специалистами.
В чем их плюсы для работодателей:
- Высокий уровень адаптации к меняющимся условиям. Такие сотрудники легко реагируют на перемены, активно подключаются к новым проектам, охотно соглашаются на новые роли, приспосабливаются к работе на разных должностях.
- Способность к постоянному обучению и развитию — интерес мультипотенциалов к приобретению знаний и навыков, отсутствие внутренних препятствий для того, чтобы расти, позволяет им в короткие сроки осваивать большой объем информации и успешно внедрять ее в свою деятельность. Вне зависимости от уровня сложности материала такие сотрудники способны погрузиться в новую тему и освоить ее.
- Креативность, которая рождается на стыке большого количества разных интересов и позволяет предлагать действительно перспективные идеи. А отсутствие ограничений предоставляет возможность мыслить нестандартно. Кроме того, данные специалисты способны интегрировать все имеющиеся навыки и знания в единую систему, что порой позволяет им предлагать действительно инновационные решения.
- Мультипотенциалы обычно легко входят в новую команду, быстро находя общий язык с другими сотрудниками за счет того, что в процессе регулярного обучения новому приобретают навыки успешной коммуникации.
Несмотря на большое количество преимуществ, такие специалисты могут быстро терять интерес к своим прямым обязанностям, чувствовать снижение уровня вовлеченности, а также сталкиваться с выгоранием, особенно если относятся к своей уникальности скептически и не используют ее с выгодой для себя и работодателя. Получится ли у него раскрыть свои возможности — во многом зависит от того, в какую команду он попал, а также от стиля руководства, который существует в компании.
Как работать с мультипотенциалами
- Прежде всего понять, что такие сотрудники вовсе не являются необязательными или поверхностными, просто ими зачастую управляет потребность переключаться на новую деятельность и погружаться в нее с головой.
- Приглашать их к работе над мультидисциплинарными проектами, для выполнения которых требуются разные навыки и компетенции, либо нанимать на должности, где широкий кругозор будет явным преимуществом.
- Поручать задачи, связанные с налаживанием коммуникации между сотрудниками разных подразделений, ведь, благодаря их способности находить общий язык с людьми, а также знаниям из множества отраслей, им довольно легко объяснить, чего ждет одна часть команды от другой. Например, донести разработчику требования клиента на понятном ему языке. Предложить маркетологу решение, которое найдет отклик у целевой аудитории.
- Привлекать к работе над креативными проектами, требующими творческого подхода к выполнению. Все, что касается деятельности в области маркетинга, рекламы, брендинга, продвижения, таким сотрудникам зачастую дается легко, более того, за счет наличия большого количества знаний они способны предложить идею, выходящую за рамки привычных требований к проекту.
- Обозначать сроки и обеспечивать гибкую систему контроля за исполнением поставленных перед таким сотрудником задач. Его способность быстро терять интерес к текущей деятельности может приводить к тому, что специалист будет «отодвигать» свои прямые обязанности в сторону и переключаться на что-то новое, поэтому необходимо обозначать строгие рамки, которых ему нужно придерживаться.
- Создавать возможности для развития и обучения внутри компании — на сегодняшний день такое требование считается нормальным для сильного бренда работодателя, однако при работе с мультипотенциальными сотрудниками наличие образовательных программ в организации особенно важно.
- Запрашивать и предоставлять регулярную обратную связь, чтобы понимать, насколько эффективно складывается ваше взаимодействие, как такой специалист видит свою деятельность внутри компании и чего в свою очередь ожидает от него работодатель. Необходимо соблюдать баланс между тем, в чем нуждается сотрудник, и тем, что интересно компании, только в таком случае взаимодействие будет продуктивным.
Сокращение сотрудников: к чему готовиться и кого увольнять нельзя
Правила «переработок»: можно ли попросить сотрудника задержаться