В рабочем коллективе встречаются сотрудники с разным психотипом, однако, пожалуй, каждого подчиненного раздражают нытики. Такие люди всегда находят повод для того, чтобы пожаловаться: например, на трудные задачи, токсичных коллег или невкусную еду в столовой. Зачастую их попросту игнорируют, но, как отмечают HR-специалисты, такой подход не всегда является верным, поскольку в жалобах может содержаться конструктивное зерно. Если человек настойчиво указывает на одну и ту же проблему, возможно, руководству стоит обратить на нее внимание, а не отмахиваться от сотрудника, как от назойливой мухи. Если же нытье человека является хроническим и бессодержательным, то с таким подчиненным стоит провести обстоятельную беседу — и найти выход из сложившейся ситуации. В противном случае его пессимизм может негативно отразиться на коллегах и привести к снижению производительности. Консультант по работе с персоналом Бен Фаннинг дает шесть советов, как правильно вести себя с жалобщиками.
Прислушайтесь к ним
Некоторые сотрудники становятся хроническими нытиками, потому что считают, что окружающие их не слышат. По этой причине они могут постоянно повторять одну и ту же жалобу до тех пор, пока кто-либо не отреагирует на нее должным образом. Бизнес-тренер Эрика Латрис рекомендует выйти из этой ситуации следующим образом: «Если вы вынуждены часто общаться с такими людьми, в диалоге с ними используйте подобную фразу: «Если бы я был на вашем месте, я бы чувствовал то же самое». Благодаря ей сотрудник поймет, что он услышан и что другой человек разделяет его мнение. Возможно, осознания этого будет достаточно для того, чтобы работник перестал жаловаться.
Предложите взглянуть на проблему под другим углом
По мнению управляющего партнера Center for Leading Organizations Роберта Галфорда, в некоторых случаях нытикам нужно помочь переосмыслить ситуацию. Для этого руководитель может предложить работнику взглянуть под другим углом на проблему, на которую часто указывает подчиненный. «Представим, что ваш коллега постоянно критикует политику компании. В этом случае вы можете подробно объяснить ему ее суть и пользу», — отмечает Галфорд. По его словам, важно перевести разговор с жалобщиком в конструктивное русло. Чтобы этого добиться, вы можете использовать фразы наподобие «Предлагаю взглянуть на это с другой стороны» или «Давай разберемся, в чем причина твоих претензий». Порой человеку нужно посмотреть на какую-либо проблему иным взглядом, чтобы изменить к ней свое отношение.
Не принимайте слова нытиков на свой счет
Для большинства нытиков жалобы являются эффективным способом выпустить пар. В тот момент, когда сотрудник кого-либо критикует, он перекладывает ответственность за решение проблемы на другого человека, тем самым повышая свою самооценку и заряжаясь энергией. Специалист по организационному поведению Дэвид Лонг рекомендует: «Если вы регулярно сталкиваетесь с критикой в свой адрес, не воспринимайте слова нытика на свой счет. Помните о том, что это всего лишь стиль общения, который использует человек. Если вам это удастся, вы сможете построить с ним нормальный диалог».
Кроме того, Лонг советует руководителям не призывать сотрудников быть позитивными, если они не расположены к этому. По его словам, люди хотят быть такими, какие они есть, и открыто выражать свои мысли. Поэтому если вы намерены исправить ситуацию, то предложите жалобщикам составить план действий, благодаря которому они смогут решить надоевшую им проблему.
Предложите им решить проблему
Некоторые жалобщики могут входить в кабинет директора с готовыми предложениями, как можно разрешить ту или иную ситуацию. Если человек действительно заинтересован в переменах, то у него могут быть хорошие идеи по этому поводу. К сожалению, чаще всего нытики критикуют, не предлагая ничего взамен. В такой ситуации руководитель может задать следующие вопросы: «Как бы вы справились с этой задачей?» и «Вы предлагаете поступить по-другому. Как именно?» Не исключено, что сотрудники смогут самостоятельно найти выход из затруднительного положения и быстро решить проблему.
Вызовите на откровенный разговор
По мнению Роберта Галфорда, если вы устали от нытика и не знаете, как с ним справиться, вызовите этого человека на откровенный разговор. При этом во время диалога не обвиняйте сотрудника, а больше говорите о последствиях его поведения, которое может сказаться на других членах коллектива. Возможно, ваш собеседник не подозревает, какой вред он причиняет коллегам, и ваши слова помогут ему переосмыслить свои поступки. Как отмечает Эрика Латрис, такой разговор наверняка будет трудным, поэтому, чтобы снизить градус напряжения, можно прибегнуть к юмору. Вовремя произнесенная шутка позволит разрядить обстановку и настроит собеседника на позитивный лад.
Увольте нытика
Грамотные руководители редко рассматривают увольнение как способ решения проблемы. Однако в ситуации с нытиком лучше всего действовать решительно: если вы видите, что после вашей беседы поведение сотрудника не изменилось, то с ним необходимо расстаться. Это связано с тем, что такой работник не сможет продуктивно выполнять свои обязанности. Более того, он будет постоянно приковывать к себе внимание коллег и, скорее всего, «заразит» их своим пессимизмом, что незамедлительно отразится на работе отдела или всей компании. Ваше промедление грозит тем, что вы можете потерять контроль над подчиненными, а среди них начнут появляться новые жалобщики. В итоге вам придется расстаться уже не с одним, а с несколькими сотрудниками только потому, что вы вовремя не указали нытику на дверь.
Не будь злюкой: как общаться с коллегой, который провоцирует конфликт