Сегодня многие компании представляют собой союз разных поколений. В одном опен-спейсе по соседству могут сидеть вчерашние выпускники вузов и люди, которые годятся им в отцы или даже деды. Аналитики TaskQue связывают это с увеличением продолжительности жизни, более поздним выходом на пенсию и стремлением организаций брать на работу юнцов, которые к своим 20 годам могут отлично разбираться в профессии.
Руководство компаний от такого возрастного разнообразия может приходить в смятение: как объединить людей с разным стилем работы, стереотипами, принципами и жизненными ценностями? По мнению экспертов, для этого менеджеры обязаны разбираться в особенностях каждого поколения. Только зная сильные и слабые стороны людей, можно построить сплоченную команду, которую не будут раздирать внутренние конфликты. Ниже приведены основные характеристики пяти поколений сотрудников, которые руководителям стоит взять на заметку.
Бэби-бумеры (1946 — 1964)
Представители этого поколения за долгие годы работы не раз испытывали взлеты и падения, достигли пика своей карьеры и уже близки к выходу на пенсию. Их можно назвать настоящими трудоголиками, для которых важны социальный статус и престижная должность. При общении с начальством или коллегами мессенджерам они предпочитают живой разговор либо переписку по электронной почте. Бэби-бумеры в работе ценят справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководства, медицинскую страховку и солидную зарплату.
В коллективе люди старшего поколения проявляют себя дисциплинированными и целенаправленными командными игроками, которые еще могут составить конкуренцию своим коллегам. Для них большую роль играют трудовая этика и ответственность за свои поступки, из-за чего бэби-бумеры иногда вступают в конфликты с молодыми сотрудниками, которым в тягость соблюдать корпоративные правила.
Поколение X (1965 — 1981)
«Иксы» в свои 35-50 лет стараются соблюдать баланс между занятостью в офисе и личной жизнью: они ценят стабильную, хорошо оплачиваемую работу и собственную свободу. Для них важно чувствовать себя независимыми и самодостаточными людьми, которые уже чего-то добились в своей жизни. Представители этого поколения нередко занимают руководящие должности, но при этом не прекращают учиться и узнавать что-то новое — их можно встретить на бизнес-тренингах, программах наставничества и прочих подобных мероприятиях. Такие люди любят бросать и получать вызовы, чтобы проверить себя на прочность.
В коллективе «иксы» умеют находить общий язык с коллегами и с радостью делятся опытом с другими сотрудниками. Им важно чувствовать уважение и доверие со стороны команды. Возможно, поэтому представители этого поколения ненавидят жесткое управление и контроль начальства.
Поколение Y (1982 — 1995)
Согласно данным Pew Research Center, для рынка США миллениалы являются важнейшей рабочей силой: более 50% сотрудников — представители поколения Y. При этом компаниям бывает трудно с ними управиться: миллениалы на первое место ставят свою свободу, скорость принятия решений, доверие и открытость в коллективе. Если такому работнику наскучит его должность, он может запросто уволиться. Некоторые из них в течение нескольких лет меняют не только место занятости, но и профессию: переходят из преподавателей в садоводы, а из бухгалтеров — в фитнес-инструкторы.
При этом миллениалы проявляют себя как хорошие командные игроки. Правда, для этого им требуются более гибкие условия работы, с чем, к примеру, не согласны бэби-бумеры, отстаивающие единые правила для всех. Старшее поколение также сетует, что «игреки» неуважительно относятся к иерархии, выступают с нереалистичными требованиями и сильно зависят от современных технологий.
О таких сотрудниках руководителям необходимо знать следующее: поколение Y — эмоционально зависимое, то есть им важно «гореть» своим делом. Если они будут постоянно находить для себя новые вызовы и не погрязнут в рутине, то смогут продержаться на одном месте много лет. Кроме комфортных условий труда они ценят регулярную обратную связь и признание своих достижений. Также «игрекам» по нраву заинтересованность руководства в обучении своих сотрудников.
Поколение Z (1995 — 2005)
К своим 20 годам некоторые представители поколения Z успевают открыть свой бизнес, прогореть и придумать новый стартап. Они технически подкованы, имеют предпринимательские задатки и живут в режиме многозадачности. Это поколение часто упрекают за то, что они много времени проводят в соцсетях и мессенджерах. Что поделать, это их естественная среда обитания, откуда они черпают идеи и вдохновение. «Приручить» Z непросто, но можно: их нужно мотивировать, нагружать работой по способностям, давать им максимум свободы и обязательно отмечать их достижения, причем не только словами, но и достойным финансовым вознаграждением.
Поколение «Альфа» (с 2005 года)
Этих ребят пока не берут на работу, но в ближайшие 5-10 лет именно они станут коллегами миллениалов и поколения Z. Узнать об их привычках можно уже сейчас: зайдите в соцсети и посмотрите, чем живет «Альфа», или, как их еще называют, iGeneration. Тот руководитель, который возьмет на заметку их привычки, сможет без труда в дальнейшем встроить в свой коллектив представителей данного поколения. Конечно, они не будут кардинальным образом отличаться от своих предшественников, но с их принципами и требованиями придется считаться.
Офисный психотип: какие бывают работники и что их мотивирует