Марат Бабаев
Автор:
Марат Бабаев
1 ноября 2019

6 вещей, которые нужно знать о работниках поколения Z

Постепенно миллениалы начинают уходить из эпицентра общественного внимания, уступая место поколению Z — людям, родившимся в период с 1995 по 2015 годы. Если первые подвержены идеализму, ковавшемуся в относительно свободные 80-е и 90-е, то поколение Z — это рабы «технологий», люди с прагматичным мировоззрением, независимым от динамично меняющейся конъюнктуры. Но что это значит для бизнеса? Как цифровое видение мира и коммуникативная гибкость влияют на профессионализм «зетов»? И что нужно знать их нанимателям, учитывая, что представители поколения Z уже давно потеснили остальных на рынке труда?

1. Они ценят технологии

Технологии, вероятно, самый очевидный маркер поколения Z. Значительная часть его представителей смотрят на мир сквозь пиксельный экран своих гаджетов. Интеграция в интернет и социальные сети обуславливает некоторые корпоративные привычки «зетов». Работодателям следует это учитывать при их найме: если ваш бизнес находится на обочине технологических трендов, то он оттолкнет людей данного типа. «Это первое поколение подлинных цифровых аборигенов, поэтому они предпочитают строить отношения с брендом прежде всего на основе технологий», — говорит Блейк Хатчинсон, генеральный директор платформы Flippa.

2. Они социально ориентированы

Представители поколения Z обладают большой социальной ответственностью. Если не в действиях, то на словах — им важно, насколько копания вовлечена в общественные проблемы, и они учитывают данный фактор при поиске работы. «Для них важны ценности организации, в которой они работают, — говорит Алекс Шедроу, соучредитель компании Relovv. — Чем занимается фирма, для поколения Z не менее важно, чем то, почему она этим занимается».

3. Для них важна обратная связь

«Поколение Z — это общество коммуникации, — говорит Майлз Мафтян, писатель и аналитик сервиса Zety. — Они выкладывают свою жизнь в Instagram и ожидают увидеть взаимную реакцию подписчиков, выраженную лайками или комментариями. На рабочем месте — схожий принцип. Этим людям необходимо регулярно получать отзывы о своей работе, потому что только так они могут понять, насколько качественно выполняют свои обязанности». Это означает, что в работе с «зетами» руководителю нужно быть открытым для диалога: проводить еженедельные собрания или отвечать на индивидуальные запросы. Помимо контроля над их работой и реакцией на нее, сотрудники поколения Z ищут возможность выражать свою позицию по каждой имеющейся проблеме.

Ваш сотрудник слишком часто лажает? Возможно, проблема в вас самих

4. Они самостоятельны

Бизнес-тренер Майкл Арнольд в одном из интервью рассказал, как его сын однажды пытался починить свою игрушечную машинку, просматривая ролик в YouTube. Когда он спросил у ребенка, почему тот не обратился за помощью, его сын ответил: «Ты был занят, а я не хотел ждать». По мнению Арнольда, эта ситуация ярко описывает черты работников будущего.

«Самостоятельность — это характерное качество поколения Z, — говорит Идалия Салсаменди, директор по развитию в Chriselle Inc. — Эти люди убеждены, что всегда смогут найти решение». «Зеты» верят в результат, а не поиск методов. Об этом следует помнить, нанимая их на работу. Постарайтесь предоставить им пространство для самостоятельной работы и убедитесь, что ваши сотрудники знают, куда обращаться за помощью в случае необходимости. Бизнес-консультант The Well Supported Woman Лаура Уэлди считает: «Поколение Z предпочитает видеть в своих работодателях скорее наставников, чем руководителей. И чтобы работа была эффективной, менеджер должен понимать эту разницу. Для «зета» намного лучше, когда при выполнении задачи его вдохновляют, а не мотивируют; задают наводящие вопросы, а не предоставляют готовые решения».

Гостинг на работе: почему сотрудники стали игнорировать своих работодателей

5. Они ищут гибкую рабочую среду

Традиционно работа интерпретируется как место, куда человек приходит минимум 5 раз в неделю, где есть стол, кресло и компьютер с кучей файлов разной степени важности. Ситуация изменилась в последние десятилетия, когда миллениалы добились относительной либерализации рабочего процесса вроде гибкого графика или возможности работать удаленно. «Зеты» пошли в этом вопросе еще дальше, и теперь выполнение обязанностей из любой точки мира и с любым графиком не кажется чем-то диковинным.

Это вынуждает работодателей оптимизировать рабочий процесс под современные запросы сотрудников. Те, кто этого избегает, рискуют оттолкнуть от себя соискателей нового поколения. «При этом характер работы должен меняться во всех отношениях, — констатирует Лаура Уэлди. — Мы часто становимся свидетелями, когда компании проявляют определенное лицемерие, применяя инновационные решения на базе устаревших методов управления».

6. Они ценят личное общение

Несмотря на то что представители поколения Z известны своей зависимостью от гаджетов, они придают большое значение очному взаимодействию. Согласно исследованию, 74% «зетов» предпочитают личный разговор другим формам общения, ссылаясь на превалирующую эффективность и удобство первого. «Если вас учили не дружить со своими подчиненными, то, работая с поколением Z, лучше отказаться от такого подхода, потому что с этими ребятами вам придется взаимодействовать на личном уровне», — утверждает Майлз Мафтян.

Офисный психотип: какие бывают работники и что их мотивирует

Как логотип компании может повлиять на поведение покупателя
Почему повышать талантливых специалистов не всегда хорошая идея
Специалист или универсал? Кто более востребован на рынке труда и что лучше для бизнеса
Почему правило «‎10 000 часов» на самом деле — иллюзия