Дружба на грани: как сблизиться с подчиненными, не переступая черту
Людям трудно обходиться без общения и теплых отношений, в том числе и в рамках рабочего пространства. Офисная дружба не обходится без препятствий, но ее особенно трудно поддерживать, если одним из участников пары является начальник. Журналист и основатель Takingdictation Ванда Тибодо считает, что руководителю лучше всего избегать таких союзов: «Хорошо, когда подчиненные чувствуют себя рядом с вами спокойно и раскрепощенно. Но не нужно становиться для них лучшим другом».
Роль иерархии в коллективе
Слишком тесная связь между руководителем и сотрудниками стирает иерархию, столь необходимую для выстраивания здоровых рабочих отношений. Чтобы этого не произошло, начальнику необходимо постоянно соблюдать психологическую дистанцию. «Вы можете демонстрировать свою доброту, открытость и умение работать в команде, однако подчиненные не должны забывать, что вы принадлежите другому лагерю», — отмечает Тибодо.
По словам эксперта, принцип иерархии требует того, чтобы руководитель не заводил равные или дружеские отношения с сотрудниками. При этом лидер обязан первым обозначить личные границы, за которые нельзя заступать подчиненным. По мнению Тибодо, если каждый человек будет знать свое место в коллективе, это поможет соблюдать дистанцию, не строить иллюзий по поводу дружбы с начальством и лучше справляться со своими обязанностями.
Возглавлять коллектив не значит его игнорировать
Основатель Takingdictation отмечает, что, соблюдая иерархию, руководитель не должен доходить до крайностей и полностью отрезать себя от коллектива. Это связано с тем, что сотрудники все чаще нуждаются в регулярной обратной связи, благодаря которой могут понять свою значимость. «Если раньше люди поддерживали и укрепляли свою самооценку за счет отношений вне офиса, то сегодня из-за большой загруженности они вынуждены большую часть времени проводить на работе. В этой ситуации подчиненные как никогда полагаются на мнение руководителя», — подчеркивает Тибодо.
В данном контексте, считает журналист, директору необходимо быть чутким к запросам сотрудников и отмечать вклад каждого человека в общее дело. Благодаря такому поведению руководитель сможет построить ценные доверительные отношения. «Сотрудники охотнее идут на контакт и помогают тому, кто им понятен как личность и кто ставит ясные цели. Если сотрудники вам доверяют, они выполняют свою работу не из-за чувства долга, а из уважения к вам и компании», — делится мнением Тибодо.
Иерархия, несомненно, важна, однако руководитель должен чувствовать моменты, когда ему необходимо выступить в роли старшего товарища, а также проявить больше заботы и внимания к подчиненным. В противном случае постоянная отстраненность может стать причиной недовольства и подозрительности сотрудников, что приведет к снижению продуктивности.
Как соблюдать дистанцию с подчиненными
С учетом вышесказанного лучшими руководителями являются лидеры, умеющие быть чуткими, заботливыми и вовлеченными в жизнь коллектива. Такие люди искренне заинтересованы в успехах и развитии каждого сотрудника. При этом они способны соблюдать личные границы, не нуждаются в тесных отношениях и готовы в одиночку решать трудные задачи.
Если вы чувствуете, что между вами и подчиненными сохраняется слишком большая дистанция, вы можете прислушаться к советам, которые по этому поводу дает Тибодо. В данной ситуации журналист рекомендует быть честным и при этом не только открыто высказывать свое мнение по текущим вопросам, но и прислушиваться к комментариям сотрудников. Также необходимо создать такую позитивную и доверительную атмосферу, при которой любой работник мог бы зайти к вам со своими идеями, а вы, в свою очередь, могли бы поручать подчиненным проекты любой сложности, не переживая за их выполнение. Кроме того, Тибодо призывает проявлять эмоции, поскольку благодаря этому отношения с сотрудниками могут стать более глубокими: «Люди будут соприкасаться с вашими чувствами, ценить это и так же искренне вам отвечать».
Если вы, наоборот, слишком близки с подчиненными, то в такой ситуации журналист в первую очередь рекомендует очертить личные границы: «В тот момент, когда ваше общение начинает выходить за рамки делового, прервите его и укажите на это работникам. Объясните, что вы как руководитель не намерены поддерживать такой диалог, поскольку заботитесь о себе и своих коллегах». Также эффективным инструментом, по мнению Тибодо, является четкая постановка задач: распределите обязанности между сотрудниками, отведите на их выполнение конкретный период времени и обозначьте, каких именно результатов вы ждете. Наконец, вы можете продемонстрировать границы, отклонив предложение собраться компанией в каком-нибудь заведении после окончания рабочего дня.
Тибодо подчеркивает, что лидер обязан соблюдать иерархию и при этом уважать потребности каждого сотрудника. Чтобы отношения оставались продуктивными и не переходили границы, руководителю в зависимости от ситуации необходимо проявлять себя в качестве как наставника, так и старшего товарища.
Ничего личного — только бизнес: почему босс не должен дружить со своими подчиненными