Кадры
28 января, 2020

Как вернуть контроль над «зазвездившимся» сотрудником

В какой-то момент компетентный специалист может почувствовать свою вседозволенность. Лучше пресечь это заранее, пока не пострадала работа всего коллектива.

«Зазвездившиеся» сотрудники, талантливые и капризные люди с завышенным самомнением, знакомы многим руководителям компаний. По мнению основателя JR Treace&Associates Джона Тричи, такие работники доставляют больше всего проблем. Предприниматель называет их «яблоками с гнильцой», которые своими поступками могут испортить остальной «товар». Чаще всего они проницательны, погружены в дела компании и пользуются авторитетом среди коллег, но из-за своего дурного характера могут умалять значимость организации. О своих жалобах такие работники заявляют открыто, но иногда могут распространять негативную информацию за спиной у начальства.

«Яблоки с гнильцой» опасны тем, что их поведение влияет на настроение коллег. В результате чего лояльные сотрудники могут пересмотреть свои взгляды на компанию. В острых конфликтных ситуациях руководители сталкиваются с трудной задачей: как сохранить «зазвездившегося» талантливого работника и при этом не допустить моральное разложение коллектива? Эксперты дают следующие рекомендации по этому поводу.

Выясните, в чем заключается причина жалоб

По мнению Тричи, прежде всего необходимо выяснить, в чем заключается причина негативного отношения «звезды» к организации. Возможно, у сотрудника есть серьезный повод испытывать агрессию. Не исключено, что он вместе с коллегами расстроен из-за просчетов начальства. Если это так, то нужно как можно скорее устранить проблему. При этом Тричи отмечает следующее: «В большинстве случаев негатив не связан с внешними причинами — человек злится на самого руководителя и его авторитет».

Отмечайте неадекватную реакцию сотрудника

Одним из признаков того, что работник не в состоянии справиться с эмоциональными проблемами, является его неадекватная реакция на происходящее. Тричи советует следить за работниками, которые, к примеру, срываются на людей в совершенно безобидных ситуациях. В бизнесе постоянно возникают небольшие ошибки, с которыми можно легко справиться. Если сотрудник злится по незначительному поводу — значит, дело не во внешних раздражителях, а в его внутреннем конфликте.

Постарайтесь решить проблему

Тричи считает, что начальник, заметивший неадекватное поведение сотрудника, должен как можно скорее отреагировать на проблему. В противном случае «зазвездившийся» работник способен перетянуть на свою сторону коллег и даже повлиять на более высокое руководство. В его глазах медлительный и сомневающийся директор выглядит слабым человеком, утратившим бразды правления.

По мнению Джона Тричи, предотвратить развитие конфликта можно открытой и доверительной беседой с сотрудником: «В первую очередь заявите, что вы видите его недовольство и беспокоитесь о том, что оно охватит всю команду. После этого выслушайте его жалобы и ответьте на них, опираясь только на факты. Наконец, выразите свои эмоции — они помогут нейтрализовать негатив вашего собеседника».

Если ничего не меняется, примите решительные меры

Если конфликт продолжается, но вы не можете уволить компетентного сотрудника, необходимо позаботиться о том, чтобы его слова и поступки не привели к расколу в коллективе. Если моральный дух команды уже подорван, то нужно вернуть людей в рабочее русло, пообщавшись с каждым человеком. В крайнем случае стоит прибегнуть к увольнению — вы как руководитель не можете позволить дальнейшее распространение «гнильцы».

Джон Тричи рекомендует на бумаге зафиксировать возмутительное поведение сотрудника, чтобы этот документ стал весомым аргументом для компании. Скорее всего, для большинства коллег увольнение не станет шокирующей новостью, и никто не попросит объяснить причины этого поступка. Если же ситуация потребует публичной огласки, то необходимо заручиться поддержкой кадровой и юридической служб, чтобы уволенный не смог обвинить компанию в клевете. Кроме того, на стороне организации могут выступить другие работники, которые подтвердят негативное поведение «звезды».

Увольнение — болезненная процедура, однако она должна стать сигналом для всех. По словам Тричи, руководитель обязан продемонстрировать, что он не только занимается бизнесом, но и погружен в проблемы своей команды и заботится о ее сплоченности и благополучии.

Они отравляют коллектив: вся правда о токсичных сотрудниках


ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: