С учетом того, как много времени мы проводим на рабочем месте, формирование дружбы с коллегами является нормальным процессом. Более того, наличие близких отношений, по словам доцента Рагтерского университета Джессики Метот, положительно влияет на нашу продуктивность. Однако в этом вопросе не все так просто: психолог Эми Хаким утверждает, что на работе вам нужно быть добрым и отзывчивым профессионалом, но никак не другом. По мнению специалиста, никто из коллег не должен знать о ваших сокровенных тайнах, а также долгосрочных планах и целях.
Заводите не дружбу, а дружеские отношения
Несмотря на то, что тесное общение с коллегами повышает настроение и удовлетворенность от работы, Хаким рекомендует разграничивать дружбу и дружеские отношения: «Вы можете пообщаться с сослуживцами за чашкой чая, перекусить с ними во время ланча, дать им житейский или профессиональный совет, но вам необязательно приглашать их на свою домашнюю вечеринку или семейное торжество». Более того, погружение в детали личной жизни может вызвать раздражение у коллег, особенно если дело касается денег. По мнению Хаким, ни к чему не обязывающий рассказ о том, как вы на выходных слетали всей семьей за границу, может раскрыть размер вашего дохода и вызвать зависть у слушателей. Если вашим собеседником является начальник, у него могут возникнуть сомнения, стоит ли вам начислять годовую премию или повышать по службе, ведь у вас, похоже, и так все в порядке с деньгами.
Не дружите, чтобы не вызвать зависть
Когда дело доходит до продвижения по карьерной лестнице, это явление может стать причиной конфликта между друзьями. «Представьте, что вы занимаете одинаковую должность с близким человеком. Как вы отреагируете на то, что вам придется бороться за более высокую позицию? Кроме того, когда один из вас пойдет наверх, другой, скорее всего, почувствует обиду. В итоге это негативно скажется на его производительности и ваших отношениях», — делится мнением психолог. В случае если кто-либо из вас пошел на повышение, Хаким советует обсудить данное обстоятельство с другом и установить новые личные границы. Это нормальное явление с учетом того, что отношения на протяжении жизни могут меняться, а вместе с ними и роли людей.
Продолжая рассуждать о недостатках дружбы на работе, психолог приводит следующий пример: «Допустим, вы добились высокой должности, и это вызвало обиду у близкого вам сослуживца. В этой ситуации человек может в отместку распространить компрометирующую вас информацию, которой вы поделились с ним в личной беседе». По мнению социолога Мириам Кирмайер, дружба на работе приобретает еще более негативный оттенок, если в близких отношениях находятся руководитель и подчиненный. В этом случае назначение сотрудника на более оплачиваемую должность коллектив может расценить как проявление фаворитизма. Причем ситуация усугубится, если повышение было явно незаслуженным. Чтобы не вызвать гнев работников, эксперт по построению карьеры Вики Салеми советует начальству не заводить на работе друзей или не афишировать подобные отношения с подчиненными.
Не дружите, чтобы не навредить карьере
Продолжая тему дружбы между руководителем и подчиненным, Салеми указывает, что эти отношения в первую очередь могут негативно сказаться на начальнике. К примеру, если из-за этой дружбы работник начинает плохо выполнять свои профессиональные обязанности. В данном случае его отрицательный имидж обязательно коснется и близкого друга-руководителя. Кроме того, по словам эксперта, тесные отношения способны помешать последнему в карьере: «Коллеги из числа топ-менеджеров могут выступить против вашего участия в перспективном проекте из-за опасения, что его детали станут известны ненадежному другу».
Не создавайте зависимые отношения
Друзья хороши тем, что мы можем поделиться с ними своим негативом, отмечает Кирмайер. Однако если вы ограничиваетесь только жалобами, то рискуете надолго застрять в своих проблемах. По словам социолога, с близкими людьми мы можем выплеснуть отрицательные эмоции и пережить непростые события. Но если без их помощи вам не справиться даже с незначительной трудностью на работе, это повод задуматься о зависимости от таких отношений.
Ничего личного — только бизнес: почему босс не должен дружить со своими подчиненными