Марат Бабаев
Автор:
Марат Бабаев
31 октября 2019

Интуиция предпринимателя — что это такое и стоит ли на нее полагаться

Есть много предпринимателей, которые гордятся своей интуицией и ставят ее во главу профессиональных преимуществ, вверяя ей принятие важнейших решений. Другие смотрят на ситуацию двояко и, полагаясь на интуицию, признают эмоциональность и предвзятость такого выбора. Именно последняя группа людей задается фундаментальным вопросом на всех этапах предпринимательской деятельности: что надежнее — формальные показатели, собранные путем анализа, или умозрительное чутье? Этим вопросом задались и мы.

По мнению профессора делового администрирования Гарвардской школы бизнеса Лауры Хуанг, интуиция действительно может оказаться полезной. Особенно если речь идет о неопределенных обстоятельствах, когда ни сбор данных, ни аналитика не гарантируют верного решения. При этом порой она может оказаться вопросом не столько выбора, сколько необходимости. Хирург, принимающий решение во время неотложной помощи пациенту, иногда просто не может позволить себе время на раздумье.

Полагаться на неформальные критерии приходится и в менее драматичных обстоятельствах. Даже в таком статистически оформленном понятии, как рынок, порой невозможно обойтись без интуитивных решений. Инвестиции во многом сопряжены с риском, а последний безотлагательно тянет за собой шлейф иррациональных действий. Анализировать объект инвестиции — важно, оценивать риски рентабельности — необходимо. Но иногда интуиция служит когнитивной опорой, вдохновителем, который позволяет убрать сомнения перед лицом информационной перегрузки, ситуативной неопределенности и интенсивного давления со стороны. «‎Там, где выбор можно отложить, интуиция помогает его сделать. И именно это предоставляет лидерам свободу двигаться дальше», — говорит Лаура Хуанг.

В качестве подтверждения своих слов Хуанг приводит исследования, в которых она наблюдала, как венчурные инвесторы принимали совершенно неочевидные решения, основываясь лишь на личных мотивах. Даже когда проект выглядел экономически нецелесообразным, предприниматели вкладывали в него деньги, игнорируя количественные показатели оценки. В результате ожидания скептиков были развеяны, финансовый анализ — опровергнут, и идея начинала приносить доход. Подобные примеры доказывают эффективность субъективного подхода в бизнесе, который рассматривает интуицию как дополнительный аргумент при принятии решения.

«‎Изучив опыт 90 компаний, я попыталась определить для себя, насколько интуиция инвесторов предвосхищает положительный результат их работы, — говорит Лаура Хуанг. — И тогда мне стало ясно, что принятие подобных решений зачастую складывается по следующим правилам: 1) интуиция всегда опирается на объективную информацию, которая уже доступна; 2) наши импульсы и эмоции — вещи гораздо более культивируемые и основанные на опыте, чем нам может казаться; 3) интуицию можно тренировать, соотнося имеющиеся знания с принимаемыми решениями».

При этом, прежде чем довериться своему чутью, Хуанг рекомендует обратить внимание на две вещи. Во-первых, вам следует учесть все обстоятельства имеющейся проблемы. Какого рода решение вы принимаете? Насколько закрытыми являются исходные данные? «‎Полагайтесь на интуицию в тех случаях, когда расчет риска неосуществим либо не гарантирует его достоверность», — поясняет профессор. Если взять, например, запуск нового продукта, то даже с учетом мониторинга рынка предварительные подсчеты могут иметь определенную долю погрешности. И тогда ваш анализ не обеспечит вам стопроцентную популярность стартапа, равно как и не гарантирует его провал.

И этот тот случай, когда предприниматель может позволить себе частично довериться чутью, справедливо полагая, что в данных обстоятельствах оно полностью обосновано. «‎Интуиция, заполняя пространство между имеющимися данными, в какой-то степени является их производной, — говорит Хуанг. — Но в то же время если анализ является вполне применимым, то стоит полагаться именно на него. Когда исходная информация с большой долей вероятности гарантирует точный результат, от интуиции лучше отказаться».

Второй важный фактор, который призывает учитывать Лаура Хуанг, — это концептуальный контекст. То есть если вы делаете выбор в среде, где уже существуют отлаженные алгоритмы работы и они могут быть применимы, то лучше сосредоточиться на них. В противном же случае, когда вы стремитесь принять новое или даже необычное решение, отличающее вас от других, то здесь можете довериться своим чувствам. В конце концов, множество революционных идей были произведены на свет подобным способом.

При этом Хуанг не советует слишком рефлексировать при использовании интуиции. Принимая решение таким образом, не подвергайте его слишком большому анализу и не пытайтесь объяснить окружающим причину своего выбора. По мнению профессора, это может лишь усложнить процесс, при котором решение будет отложено либо не принято вовсе: «‎Помните, что есть вещи, которые не поддаются количественному анализу, и тогда вам просто приходится полагаться на свою интуицию. В противном же случае вы можете лишить себя шанса на дальнейшее развитие».

Правда ли, что предприниматели умнее большинства других людей