Константин Волков
Константин Волков
24 декабря 2019

«Островки» в ТЦ продают контрафакта на 25 млрд рублей в год

Доля нелегальной продукции в киосках и небольших прилавках (так называемых «островках»), работающих в российских торговых центрах, составляет около 60%. По данным компании BrandMonitor, годовой оборот контрафакта в таких точках может достигать 25 млрд рублей. Чаще всего граждане приобретают поддельные игрушки, рюкзаки, сумки и аксессуары для электроники, указывает «Коммерсантъ».

В рамках опроса компания выяснила, что на «островках» совершают покупки 73% россиян, причем 13% респондентов делают это каждый месяц, а 60% — от случая к случаю, включая дни праздников. Также представители BrandMonitor решили уточнить, осведомлены ли сами продавцы «островков» о качестве своей продукции. Для этого эксперты провели опрос среди ста реализаторов в Москве, Красноярске, Казани и других крупных городах. Оказалось, что 69% в курсе, что продают контрафакт. Остальные предпочли не разглашать этот факт, хотя контрольная закупка подтвердила: на «островках» присутствуют нелегальные товары. Из числа опрошенных 55% заявили, что не знают о запрете на реализацию контрафакта, а 35% считают, что торговля такими товарами является легальной.

Аналитики отмечают, что арендаторы «островков» могут действительно не знать о том, что продают контрафактную продукцию, объем которой в некоторых регионах занимает до 50% рынка. Как отмечает руководитель административного департамента Casio Руслан Горук, потребители, доверяя торговым центрам, так же относятся и к киоскам и прилавкам, которые зачастую расположены в 5-10 метрах от официальных точек продаж. Россияне попросту не задумываются, что могут приобрести на «островках» контрафакт.

По словам руководителя департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield Оксаны Мостяевой, «островки» играют значимую роль для торговых центров, которые за их счет заполняют пустующие площади. В среднем срок аренды для киосков составляет 11 месяцев, а плата за место (300-350 тыс. рублей в месяц) на 30-40% ниже сумм, которые отдают владельцы магазинов. Торговые центры по-разному относятся к продаже контрафакта: одних это совершенно не волнует, так как всю ответственность за нелегальный товар несет арендатор. Другие указывают в договоре штрафные санкции (от 100 тыс. рублей) за реализацию подобной продукции. Эксперты считают, что на изменение ситуации могут повлиять внедрение маркировки продукции и распространение онлайн-касс.

60% контрафакта покупается намеренно