Хотите повысить продуктивность сотрудников — кричите на них
Если вы действительно хотите мотивировать своих сотрудников, вам стоит быть позитивным, оптимистичным, благодарным и воодушевляющим. Но что делать, если такой подход не работает? Предприниматель Джин Маркс советует полярный метод: накричать на них.
«Я не шучу. Мне кажется, что крик на людей иногда приводит к лучшим результатам», — констатирует Маркс. Бизнесмен апеллирует к спортивному опыту. Профессор Калифорнийского университета Беркли Барри Став вместе с командой единомышленников провели исследование о поведении баскетбольных тренеров в ходе матча.
Ученые обнаружили, что когда дело доходит до общения с игроками в раздевалке во время перерыва, то чем больше негатива исходит от тренера, тем лучше оказывается результат игры. «Это верно даже в тех случаях, когда команда и так опережала соперника по очкам, — утверждает Став. — И вместо того, чтобы в таком случае говорить своим игрокам “У нас все хорошо, так держать”, лучше сказать “Мне все равно, что ты набрал 10 очков. Я знаю, ты можешь лучше”».
55% сотрудников сталкиваются с неоправданной критикой начальства
В эксперименте приняли участие 50 тренеров по баскетболу из школ и колледжей. Они позволили исследователям записывать свои разговоры в раздевалке во время перерывов между четвертями (игровой отрезок времени в баскетболе). Общение тренеров оценивалось по шкале эмоциональности от «приятное» до «грубое». И хотя данное восприятие является субъективным, но оно позволило сформировать релевантный вывод.
Была выявлена четкая зависимость между отрицательностью речи тренера и высокими показателями игры после перерыва. Но исследователи также обнаружили и предел. В случаях крайне негативных слов наставника игровой результат команды снижался. Поэтому ключевым аспектом данной проблемы является умение руководителя видеть эту границу.
Аналогичное исследование провели специалисты бизнес-школы Haas в Беркли, но уже по отношению к менеджерам нескольких компаний разного размера. Их выводы оказались похожими: в некоторых случаях умеренная критика руководителя — даже крик — может стать эффективным инструментом мотивации.
«Наши результаты не дают руководителю права быть придурком, — говорит Став. — Просто когда у вас есть очень важный проект или сделка, которую необходимо завершить в течение короткого времени, отрицательные эмоции способны стать мощным триггером для повышения производительности».
Страх и мотивация: должны ли сотрудники бояться руководителя и какие у этого есть альтернативы