Константин Волков
Константин Волков
30 октября 2020

Ход конем: как с нуля создать одну из крупнейших шахматных школ России

Редкий вид бизнеса обходится минимальными вложениями на первом этапе. Сергей Жвакин вместе со своим партнером Евгением Шемонаевым на открытие собственного дела потратили несколько тысяч рублей: предприниматели купили краску для принтера, задачники, демонстрационную доску и распечатали объявления, которые затем расклеили в одном из районов Москвы. Так создавалась «‎Шахматная школа №1» — одна из крупнейших в России сетевых коммерческих шахматных школ, в чей состав на текущий момент входят 44 филиала. В интервью нашему изданию Сергей рассказал о том, как можно построить бизнес на увлечении шахматами, как правильно работать с детьми и родителями и почему основой школы является преподаватель.

Шахматы как бизнес

В детстве Сергей учился в шахматной школе Олимпийского резерва и становился чемпионом Москвы на командных соревнованиях. На протяжении многих лет он сохранял любовь к своему увлечению и поэтому, когда в очередной раз задумался об открытии бизнеса, выбрал именно это направление: «К тому моменту у меня был достаточный опыт в продажах, так как я одно время занимал должность директора по маркетингу в крупной ритейл-сети. Мне хотелось реализовать свои навыки в понятной для меня сфере, где существует стабильный спрос и где не нужно биться за каждого клиента». О спросе на шахматы Сергей знал не понаслышке: он проводил занятия в одной из частных московских школ и видел, с каким увлечением дети изучают расстановку фигур и игровые стратегии.

В 2015 году Сергей вместе с партнером открыл в Москве первый филиал школы — предприниматели взяли в почасовую аренду помещение в одной из художественных школ столицы. Правда, первый опыт оказался неудачным. «Мы появились не вовремя, — рассказывает Сергей. — В сфере дополнительных образовательных услуг есть своя сезонность: родители записывают детей в кружки примерно в августе-сентябре. Мы же запустились в апреле и несколько месяцев ждали притока клиентов». Также при открытии школы большое значение имеет местоположение локации: по словам Сергея, лучше всего выбирать густонаселенный район с удобной транспортной развязкой. Плюсом может служить наличие поблизости других кружков, так как родители чаще всего записывают детей сразу в несколько секций — к примеру, на шахматы и дополнительно на робототехнику.

В художественной школе предприниматели занимались всего с пятью учениками. Правильным решением стал переезд в зал, предоставленный одной из московских библиотек. Грамотный выбор новой локации вкупе с рекламной раскруткой в интернете и соцсетях позволили значительно увеличить поток клиентов. С учетом того, что заявки на запись в школу стали поступать из разных уголков города, партнеры приняли решение не насыщать учениками один филиал, а открывать новые. «Мы искали помещения с выгодной арендной ставкой и правильным расположением — таким, чтобы один филиал не вступал в конкуренцию с другим», — рассказывает Сергей. На оборудование каждой новой точки требовалось около 30 тыс. рублей: деньги уходили на доски и пособия, еще 25 тыс. тратились на аренду помещения и зарплату тренера. Ежемесячный оборот при обучении 45 человек уже в трех филиалах составлял 120-150 тыс. рублей.

Расширение сети филиалов

Расширение потребовало привлечения новых сотрудников, так как партнерам не хватало времени на преподавательскую и административную деятельность. В этой ситуации Сергей столкнулся с двумя новыми проблемами: «Мы приглашали сильных специалистов по шахматам, но не каждый обладал педагогическим талантом. Многие следовали морально устаревшей обучающей системе, разработанной еще в СССР. При ней тренер сухо рассказывал материал и уходил. Тогда как современное обучение требует максимальной вовлеченности ребенка в процесс. Его нужно заинтересовать, наладить с ним личный контакт, при необходимости провести занятие в игровой форме — например, рассказать сказку о Шахматном королевстве. Если ребенку станет скучно, он быстро покинет школу».

По словам предпринимателя, сильный наставник является основой филиала шахматной школы. При таком преподавателе нет текучки среди учеников и нет потребности вкладывать средства в рекламное продвижение конкретной точки: дети сами приходят, узнав, что здесь можно увлекательно и с пользой провести время.

Второй непростой задачей стало администрирование. Как признается Сергей, ему было довольно трудно управлять людьми так, чтобы они в точности выполняли все указания и их действия не сказывались отрицательно на прибыли компании. Чтобы бизнес не терял клиентов и доход, партнеры приняли решение о найме помощников. На текущий момент 38 собственных филиалов разделены на два дивизиона в зависимости от местоположения и логистики. У предпринимателей в подчинении находятся по два администратора, следящих за работой школы.

Мы заинтересованы в сильных партнерах, которые понимают специфику данного бизнеса и идеально разбираются в шахматах.

«Без грамотного управления трудно конкурировать в сфере образовательных услуг, — отмечает Сергей. — Тем более, что спрос на них за последние годы значительно вырос. Причем мы соперничаем не только с шахматными школами, но и с другими тематическими секциями. Нашим филиалам иногда приходится бороться за маленьких клиентов, к примеру, с кружками по рисованию. Нужно доказывать и взрослым, и детям, что именно у нас можно провести время с интересом и пользой».

Обучение в шахматной школе

«Шахматная школа №1» старается заполучить учеников сразу на 4 года — именно на такой период рассчитано обучение. За это время дети могут развить навыки до уровня, соответствующего третьему взрослому разряду по шахматам, и поступить в спортивную школу. Как отмечает Сергей, немногие ученики выбирают такую карьеру: чаще всего родители забирают их после двух лет обучения, когда ребенок способен спокойно обыграть взрослых.

На данный момент текучка в школе сократилась более чем вдвое и составляет 20%. В 44 филиалах обучается около 500 человек в возрасте от 4 лет. Максимального возраста не существует, правда, взрослых чаще собирают в небольшие группы или рекомендуют им записаться в онлайн-школу. По эффективности обучения она не уступает офлайн-формату и при этом имеет ряд преимуществ: ученики могут заниматься в удобном для себя месте, а после просматривать уроки в записи. Пока дистанционное обучение привлекает 3% от общего числа клиентов, но, по словам Сергея, этот перспективный сегмент будет быстро расти.

При заявленном количестве учеников годовой оборот компании составляет около 12 млн рублей: занятия в группах проводятся 1-2 раза в неделю, а средняя стоимость обучения составляет 3 тыс. рублей в месяц. Также школа зарабатывает на дополнительных услугах: проведении турниров, мастер-классов и онлайн-обучении. По словам Сергея, у клиентов пользуются популярностью корпоративные соревнования, в рамках которых сотрудники выясняют, кто из них самый сильный шахматист. Судя по прайс-листу, указанному на сайте школы, проведение такого чемпионата обойдется в 100 тыс. рублей. Кроме того, лекция с гроссмейстером будет стоить 50 тыс., а сеанс одновременной игры — 15 тыс. рублей. Как отмечает предприниматель, такие мероприятия проводятся бессистемно, от случая к случаю, так как у компании пока нет четкой стратегии продвижения данного вида услуг.

Расширение школы проходит в том числе благодаря продаже франшизы. На текущий момент из 44 филиалов 6 принадлежат партнерам и расположены в Подмосковье, Нижнем Новгороде и Казани. Паушальный взнос составляет 100 тыс. рублей, при этом, по словам Сергея, компания не спешит вступать в деловые отношения: «Мы заинтересованы в сильных партнерах, которые понимают специфику данного бизнеса и в идеале разбираются в шахматах. Мы хотим, чтобы компании привлекали профессиональных наставников-педагогов, но у нас не до конца разработана система их обучения. К сожалению, школа сталкивалась с примерами неправильного подбора локации и тренера, из-за чего филиал быстро закрывался. Поэтому наша задача — свести к минимуму все риски».

Почему вам не нужен инвестор, чтобы открыть свое дело