Родион Махов
Родион Махов
28 сентября 2023

Гринвошинг: современная экологическая повестка, которая приносит больше вреда

Сегодня вопрос экологии стал не только острой проблемой, которую сообща должен решать весь мир, но и модной темой, на которой компании пытаются активно заработать. В погоне за экологичными товарами, производствами, едой и желанием угодить современной повестке производители зачастую наносят больший вред экологии. Вдобавок такой товар всегда стоит дороже, и его производство сопряжено с большими трудностями. Так ли экологично «зеленое производство», и обоснована ли истерия о несоблюдении норм эко промышленности? Будем разбираться.

Гринвошинг

Иначе говоря, это «зеленое отмывание» — новое явление, при котором компании обозначают свои благие намерения и чистые помыслы, связанные с заботой о природе, но фактически ничего для этого не делают. Исследования, проведенные в Европе, показали, что вся та экологичность, которую компании пытаются транслировать в массы, есть ничто иное как PR-компания, и фактически никаких реальных усилий для улучшения ситуации не прикладывается.

Яркий пример подобного обмана потребителей — компания Фольксваген. Не так давно разгорелся скандал, который был вызван заявлением фирмы о том, что они разработали новую инновационную систему выхлопа, которая снижает количество выбрасываемого в атмосферу углекислого газа. Но проведенные исследования показали, что это все ложь, фикция и вовсе наглый обман —  выбросы остались на прежнем уровне, и это была лишь уловка, чтобы поднять престиж компании в глазах общественности.

Деньги в пустоту

Зачастую компании тратят огромные деньги на маркетинговые мероприятия, чтобы показать потребителю, насколько их деятельность сопряжена с заботой о природе. Промо-акции, видео, контент в соцсетях — все это стоит немалых денег, но представьте, если бы эти суммы шли на реальные цели? Сегодня количество лесов стремительно сокращается — вырубка деревьев, пожары. И если бы вместо рекламы своей, зачастую несуществующей, борьбы за экологию финансировали высадку новых лесов, которые способны создать целую экосистему, то пользы тут было бы гораздо больше. Но капитализм, увы, так не работает.

Зеленый шантаж

А порой все доходит до абсурда. Зеленые организации осознают, что сегодня у них в руках есть власть над общественным мнением, и их критика в адрес той или иной компании для последней может иметь определенные репутационные риски. Так застройщики, которые работают по закону, но не желают «благодарить» надзорные органы за лояльность, часто обнаруживают у своих объектов скандирующих людей с транспарантами — современное не силовое рейдерство. Порой такие акции приводят к бойкотированию работы и полной остановке всех производственных процессов, что несет огромные финансовые потери для застройщика. Если подобная атака происходит на бренд, то часть аудитории может просто отказаться покупать товары данной фирмы. Так что сегодня это сомнительная сила, которая под личной благородной деятельности, точно так же, как и любая организация, в первую очередь лоббирует свои интересы.

Последствия

Основная опасность такого обмана — это повсеместное игнорирование компаниями экологических норм. Ведь прецедент, когда компания лжет, а наказания за обман не наступает, — благодатная почва для «читерства» и зеленый свет другим производителям. После подобных скандалов общество довольно быстро «остывает», и недобросовестный производитель как ни в чем не бывало продолжает осуществлять свою деятельность, выпуская вредную продукцию или загрязняя природу.

2008 год, в малазийской рекламе пальмового масла утверждалось, что плантации, где оно производится, и место произрастания пальм служат домом для животных. Это был пример благодатной флоры и фауны, возделываемой человеком. На самом же деле компания активно занималась вырубкой лесов, уничтожая среду обитания зверей, поэтому каждый покупатель фактически способствовал непреднамеренному уничтожению лесов и вредил экологии, сам этого не желая.