Анна Жуковская
Анна Жуковская
21 марта 2024

Экосистема как инновационная структура для построения вашего бизнеса

Когда компании производят одинаковый продукт, рассчитанный на общую группу клиентов, обычно они становятся конкурентами. Но если организации работают на одну и ту же категорию потребителей, предоставляя им разные товары и услуги и взаимодействуя друг с другом, скорее всего, перед вами бизнес-экосистема. Поговорим о том, что она собой представляет и почему эксперты утверждают, что за ней будущее.

Вместе к общей цели

Понятие бизнес-экосистем стало активно звучать относительно недавно. Однако сама модель существует уже какое-то время. Название позаимствовано из биологии, хотя там речь идет несколько о другом: о взаимодействии разных организмов между собой с целью повысить выживаемость. Что касается предпринимательской деятельности, то здесь несколько компаний начинают взаимодействовать определенным образом, чтобы сообща достичь большего результата, чем по отдельности. Как правило, они предоставляют услуги или производят продукцию, отличную друг от друга. Однако работают на одну и ту же аудиторию.

Такой формат организации бизнеса имеет ряд преимуществ для компаний:

  • Проще продвигаться. Работая в рамках единой экосистемы, бренды поддерживают друг друга и привлекают клиентов с меньшими усилиями, чем по отдельности. Приходя в одну компанию за товаром или услугой, потребитель получает возможность найти что-то полезное у ее «партнера».
  • Проще занять большую долю рынка. Так как вместе организации приобретают более устойчивое положение. Им легче обмениваться знаниями и наработками, которые способны усилить каждый проект по отдельности и все вместе.
  • Повышается лояльность клиентов к каждому участнику экосистемы. Это влияет на продажи брендов. Ведь покупателям намного удобнее заказывать продукты и услуги у «партнеров» тех компаний, с которыми у них уже был опыт позитивного взаимодействия.

Среди примеров российских бизнес-экосистем можно выделить «Яндекс», объединяющий множество сервисов, включая службу доставки, такси, «Яндекс.Музыку», поисковую систему. Клиент может зарегистрироваться в каком-то из них и получить доступ к разным продуктам, которые будут закрывать большое количество его потребностей, включая покупку продуктов и других товаров, передвижение по городу, просмотр фильмов, продвижение своих услуг.

Другой пример — это «Сбер», который давно перестал быть просто банком. Он стал поставщиком услуг, связанных со сферой здоровья, онлайн-покупок, развлечений, сервисов для бизнеса. Становясь клиентом данной экосистемы, потребитель получает возможность использовать весь спектр предложений, в которых он может нуждаться каждый день.

По мнению экспертов, за экосистемами в бизнесе будущее. Поэтому чем раньше компании начнут пересматривать свой подход к управлению и развитию проектов в пользу объединения в таком формате, тем больше у них перспектив.

Как развивать экосистему в небольших проектах

Основные аспекты подобной модели:

  • Компания-участник экосистемы должна создавать продукт с учетом возможностей и ограничений других организаций. Сохранять полную независимость не получится.
  • Несмотря на то что компании в составе экосистемы взаимосвязаны, каждая из них предоставляет свою услугу или товар. И клиент выбирает то, что ему необходимо.
  • Чтобы поддерживать взаимодействие на высоком уровне, в рамках подобных проектов существуют общие правила. Придерживаясь их, компании могут обеспечивать высокий уровень сервиса, продукта и взаимного функционирования.

Если вы управляете проектом и хотите двигаться в сторону создания экосистемы, важно понимать, что вырасти до масштаба тех структур, которые сегодня охватывают огромную часть рынка, будет непросто. Но данный принцип можно использовать для построения бизнеса, роста и развития компании.

  • Шаг первый. Поставьте цель. Как правило, экосистема подразумевает, что организации объединяются с целью занять определённую нишу на рынке. Поэтому определитесь с тем, какой результат вы бы хотели получить на выходе. В зависимости от задач можно пробовать развивать свою экосистему или постараться примкнуть к уже существующей. Однако во втором случае важно понимать, что можно им предложить.
  • Шаг второй. Найти партнеров, которые работают на ту же целевую аудиторию, но производят продукт или оказывают услугу, отличную от вашей. По сути, тут действует тот же принцип, который используется при создании коллабораций. Но только в данном случае речь идет о работе в долгую. И не столько для обмена аудиторией, сколько для «усиления» своих позиций на рынке и создания более качественного продукта для конечного потребителя.
  • Шаг третий. Важно создать цифровую платформу. Она сможет сделать жизнь клиента проще и позволит компаниям коммуницировать друг с другом и с потребителями.
  • Шаг четвертый. Необходимо выработать и внедрить единые стандарты работы в деятельность всех участников экосистемы. Только так можно оказывать услуги на стабильно высоком уровне и управлять проектом эффективно.

Что такое бизнес-инкубатор и для чего он начинающим предпринимателям

Индекс лояльности клиентов или для чего бизнесу знать NPS