Без рубрики,Бизнес,Маркетинг
05 марта, 2024

Что такое товарная матрица и как правильно формировать ассортимент продукции для бизнеса

Разбираемся, почему он должен быть разнообразным и какие ошибки можно допустить при его подготовке.

Когда вы открываете свой бизнес, важно понимать, что и кому продавать. Однако ассортимент товаров необходимо выбирать не наобум, а после предварительного изучения аудитории, ее потребностей и конкурентов. Так проще планировать свою деятельность и управлять продажами. Поговорим подробнее о том, как составить товарную матрицу и почему это важно.

Зачем нужна матрица ассортимента

Самое очевидное: чтобы сделать работу с товаром более эффективной. Ведь когда вы понимаете, на какую продукцию самый высокий спрос, а какая задерживается на полках, становится проще планировать периодичность и объем закупок у поставщика, создавать рекламную стратегию и работать с продавцами.

Например, если у вас продуктовый магазин «у дома» в спальном районе, где большинство покупателей выбирает свежий хлеб, молоко и выпечку к завтраку, важно, чтобы данная продукция была в наличии в определенные часы. А консультанты на кассе понимали, что могут предложить клиентам «захватить» заодно к основным покупкам. Скажем, хрустящие круассаны, которые только что из печки.

Товарная матрица — внутренний документ компании. И он обычно наглядно демонстрирует сразу несколько вещей:

Таким образом, грамотно составленная матрица товаров помогает управлять ассортиментом, планировать, когда, какой продукт и в каком объеме нужно закупить, а также анализировать, что можно изменить для более эффективной работы торговой точки.

Популярные ошибки при составлении товарной матрицы:

Как создать товарную матрицу

Обычно при ее подготовке учитывают несколько ключевых критериев:

При планировании ассортиментной матрицы важно понимать, что товары делятся на категории. Какие-то из них станут основными, потому что именно за ними заходит большинство покупателей. А значит, они всегда должны быть в наличии.

Например, в продуктовом магазине «у дома» такими продуктами могут являться молоко, сыр, творог, хлеб. Хотя, конечно, ассортиментный ряд будет зависеть от разных факторов.

Также в маркетинге принято делить товары на несколько подгрупп, среди них:

Как уже было сказано выше, с товарной матрицей проще управлять ассортиментом, планировать работу с поставщиками, повышать уровень продаж. Ее необходимо анализировать, учитывая фактический спрос на позиции, и корректировать ассортимент при необходимости.

Как грамотно внедрить программу лояльности в ваш бизнес

Способы продвижения бизнеса и поиска клиентов через онлайн-доски объявлений

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: