Микрообучение — новый тренд малого бизнеса
Непрерывное образование уже не тренд, а необходимость — на современном рынке труда и услуг для сохранения конкурентоспособности и топовых позиций компании среди других игроков ниши важно, чтобы ее специалисты постоянно повышали уровень своих компетенций. В отличие от фундаментальной переподготовки, микрообучение способно дать возможность штатному персоналу и руководящему составу быстро освоить нужные навыки фактически без отрыва «от производства». Обсуждаем, какие принципы работают в микрообучении и как использовать данный подход в своей компании.
Особенности микрообучения и его преимущества
Как правило, когда речь идет о таком формате, подразумевается, что это обучение, представляющее из себя ряд обучающих уроков, которые дадут знания в конкретной, узкой теме, — обычно оно носит прикладной характер и учащийся может использовать знания здесь и сейчас.
Представьте, что вы собственник офлайн-магазина одежды, у вас штат сотрудников — продавцы-консультанты, менеджеры, которые принимают заказы онлайн, контент-менеджеры и т. д. Вы хотите, чтобы в компании существовал высокий уровень сервиса и обслуживания клиентов, и для этого регулярно получаете актуальную информацию в данном направлении. Предположим, ваша цель — научить сотрудника, который создает контент, выполнять свою работу с учетом актуальных трендов визуала и стандартов вашей компании. Чтобы решить данную задачу, можно отправить его на курс переподготовки в одну из онлайн-школ, на выходе он получит диплом «контентмейкера», но на учебу потребуется большое количество времени и усилий. А вам нужно, чтобы он просто освоил конкретные навыки, — в этой ситуации микрообучение может быть полезнее, потому что позволит в короткий период времени получить необходимую информацию и практический опыт.
В чем сильные стороны такого формата?
- Уроки длятся от 5 минут до 1–1,5 часов, их можно смотреть в рабочее время практически без отрыва от трудового процесса — то есть сотрудник способен приобрести полезные знания в перерывах между выполнением своих основных обязанностей. Это удобно и для него, и для работодателя.
- Подобный формат дает возможность быстро осваивать новую информацию — в современном мире в каждой сфере деятельности регулярно происходят обновления, поэтому сотрудникам просто необходимо быть в курсе изменений. Микрообучение позволяет решить данную задачу.
- Низкие финансовые затраты на производство обучающего продукта, возможность его дорабатывать, дополнять и менять по необходимости.
- Высокая эффективность — микрообучение помогает быстро освоить нужную информацию, пересмотреть материал при необходимости и закрепить новые знания на практике.
Как разработать и внедрить микрообучение в своей компании
Шаг первый — определить, какую задачу будет решать такой формат образовательного продукта, например станет помогать обучать персонал работе с новыми продуктами или технологиями, позволит ему осваивать определенные навыки или же будет использоваться в ходе программы адаптации сотрудников.
Шаг второй — выбрать оптимальный формат подачи информации. Чаще всего в этом случае прибегают к коротким видеороликам, статьям-лонгридам с интерактивными инструкциями или практическими заданиями, аудиоматериалам и т. д. Эксперты в области микрообучения рекомендуют комбинировать разные форматы в рамках одного курса и стараться, чтобы продолжительность изучения одного фрагмента информации не превышала 1–1,5 часа. Кроме того, важно, чтобы один урок содержал материал по освоению одного инструмента и не перегружал слушателя лишней информацией.
Шаг третий — обязательно включайте в продукт, созданный по такому принципу, практические блоки. Задача микрообучения — помочь специалистам освоить и отработать новый навык, который они сумеют применять в работе уже здесь и сейчас. Например, бухгалтер может учиться работать в новой программе учета, маркетолог — создавать видеоролики для социальных сетей в конкретном приложении, менеджер отдела продаж — осваивать новую технику работы с клиентами. После каждого блока информации предлагайте специалистам опробовать новые знания на практике.
Шаг четвертый — используйте принципы геймификации, чтобы обучение превращалось в игру, квест, прохождение которого направлено не только на результат, но и приносило сотруднику удовольствие от процесса. Это повышает уровень вовлеченности учащихся и мотивирует их дойти до конца программы.
Шаг пятый — позаботьтесь о том, чтобы освоение информации было удобным, обучающие материалы открывались на любом устройстве — как на стационарном компьютере, так и на смартфоне. Это позволит членам команды проходить курсы в свободном темпе в то время, когда им комфортно.
Шаг шестой — преимущество микрообучения в том, что его можно регулярно обновлять и дополнять новыми данными. Используйте этот ресурс по максимуму, чтобы сотрудники вашей компании могли постоянно получать актуальные знания. Возможность повышать квалификацию на рабочем месте и развиваться в профессиональной области для многих специалистов является конкурентным преимуществом бренда работодателя и аргументом трудиться именно в этой компании на постоянной основе.
5 форматов корпоративного обучения, которые будут полезны вашим сотрудникам