Страх неудач преследует практически каждого предпринимателя: от потери ключевых клиентов до полного банкротства. Их опасения вполне обоснованы: по данным Бюро трудовой статистики США, 75% компаний терпят крах в течение первых 10 лет работы. Но настоящее мужество в бизнесе — это не отсутствие страха, а умение идти к своей цели несмотря ни на что.
Предприниматели беспокоятся не только из-за возможных неудач — нервозности им добавляет и успех. Вот что по этому поводу заявил основатель молочной компании Chobani и владелец бизнеса с многомиллиардными активами Хамди Улукая: «Строя свою компанию, я испытывал страх каждый день. Ведь если бы я потерял свой бизнес, это событие могло повлиять на жизни многих людей».
Аналитики отмечают, что ни одна из начинающих компаний не ставит своей целью потерпеть неудачу. Многие предприниматели боятся последствий своих ошибок, которые теоретически могут привести к банкротству организации, увольнению сотрудников или порицанию со стороны общественности. При этом большинство исследователей признают неудачи как фактор, препятствующий росту бизнеса.
Представители бизнес-школы Университета Уорвик, профессор Джеймс Хейтон и доцент кафедры предпринимательства Габриэлла Каччиотти, придерживаются иной позиции. В своем исследовании они рассматривают страх как предупреждающий и мотивирующий фактор, благодаря которому можно добиться успеха. Опросив 65 предпринимателей в Великобритании и Канаде, Хейтон и Каччиотти пришли к заключению, что страх неудачи возникает в тот момент, когда человек сомневается в своих силах и боится не выполнить поставленную задачу. Однако это всего лишь кратковременная эмоциональная реакция на происходящее, которую нельзя назвать чертой характера предпринимателя.
7 источников страха предпринимателя
Хейтон и Каччиотти выделяют семь основных факторов, которые продуцируют чувство страха у предпринимателей: 1) финансовая стабильность; 2) инвестиционные риски; 3) личные качества и самооценка; 4) потенциал бизнес-идеи; 5) личный социальный статус; 6) возможность компании решать поставленные задачи; 7) затраты, необходимые для достижения целей.
Перечисленные факторы не являются равнозначными, и каждый из них по-своему влияет на бизнесменов. К примеру, исследование показало, что предприниматели становятся более настойчивыми в достижении целей, когда речь заходит о сокращении издержек, личной финансовой безопасности и возможности добиться дополнительных инвестиций. Такие ситуации мотивируют их и делают более агрессивными, что позволяет намного быстрее получить желаемое.
При этом существует обратная сторона медали: когда предприниматели беспокоятся о потенциале своей идеи или сомневаются в своих управленческих способностях, они становятся более пассивными. В итоге в компании могут остановиться все бизнес-процессы только потому, что один человек боится принять неверное решение и совершить ошибку. Этот сковывающий волю фактор подметил один из участников исследования: «Вместо того, чтобы сесть на телефон и искать клиентов, вы рассуждаете о важности звонков, о выстраивании коммуникаций с людьми, об отправке электронных писем и многом другом. При этом вы только говорите, но ничего не делаете».
Страх корректирует расстановку приоритетов
Боязнь потерпеть неудачу приводит к изменению целей, которые ставит перед собой бизнесмен. В вопросе, где страх проявляет себя наиболее ярко, предприниматель может склоняться к более легким или, наоборот, практически невыполнимым задачам. Исследователи отмечают: тот, кто идет на поводу у боязни, теряет из виду главную цель и становится менее эффективным.
Другой вариант развития событий связан с неоправданной фокусировкой только на одной задаче: даже если все аргументы говорят против нее, предприниматель все равно прикладывает большинство усилий и ресурсов для ее решения. Данная ситуация является проигрышной, так как намеченная цель впоследствии может оказаться ложной. Однако руководителю компании бывает трудно от нее отказаться: он продолжает убеждать себя в верном выборе и не намерен мириться с тем, что время и финансы были потрачены впустую.
4 стратегии, позволяющие обернуть страх в свою пользу
В своем исследовании Хейтон и Каччиотти определили четыре стратегии, благодаря которым страх неудачи может оказаться полезным для бизнесменов.
Контроль эмоций. Высокий эмоциональный интеллект позволяет осознавать и контролировать свои чувства, мысли и поведение. По этой причине предпринимателям необходимо научиться этому важному навыку. Вот что по этому поводу говорит один из участников опроса: «Когда у меня плохое настроение, в своих проектах я вижу сплошной негатив. Однако мне удалось понять, что подобная моя оценка зачастую никак не связана с работой — она целиком и полностью зависит от эмоций». Умение осознавать свое беспокойство, воспринимать это чувство как кратковременное явление и находить его истинные причины позволит эффективнее справляться с поставленной бизнес-задачей.
Исследователи подчеркивают, что каждый из нас способен научиться осмыслению своих эмоций — этот навык поможет держать свои чувства и настроение под контролем и не позволит им оказывать негативное влияние на важные решения.
Поиск решения проблем. Один из участников исследования рассказал о том, как активное преодоление трудностей во время работы помогло ему справиться со страхом потерпеть неудачу. При этом в качестве главного инструмента при принятии важных решений он указал интуицию.
Именно на интуицию, помимо рационального подхода, советуют обратить внимание Хейтон и Каччиотти. Исследование показало, что благодаря этой способности предприниматели способны быстрее принимать продуктивные решения. Интуиция зачастую основывается не на фактах, а на чувствах, которым следует уделять внимание и доверять. К примеру, избыточное беспокойство по поводу запуска проекта может подать полезный сигнал о том, что остались направления для дополнительной доработки. Не стоит подавлять или игнорировать подобные эмоциональные знаки — к ним нужно относиться как к ценным помощникам.
Одним из способов борьбы со страхом может быть упреждающая реакция: в этом случае предприниматель совершает ряд действий, которые, по его мнению, защитят его от возможных неудач. Однако такая подстраховка иногда свидетельствует и о том, что человек просто не уверен в потенциале своей бизнес-идеи или в своих силах. Стараясь предугадать будущее, он бросает все силы на создание идеальных условий для развития своего дела. Однако реальность всегда непредсказуема, а подобный перфекционизм чреват нервным срывом и финансовым крахом.
Обучение. По словам одного из предпринимателей, страх побуждает усерднее работать, развиваться и более ответственно относиться к своему делу. Бизнесменам в борьбе с этим чувством нередко помогает обучение. Руководители компаний заполняют пробелы в своих знаниях, а приобретенные навыки, к примеру, в сферах программного обеспечения или ведения финансовой отчетности, добавляют им уверенности в себе.
По мнению исследователей, обучение является мощным противоядием страху, так как благодаря ему человек расширяет свои возможности. Это, в свою очередь, помогает проще относиться к ситуациям неопределенности, которые часто возникают в бизнесе. Ни один человек не обладает всей информацией, но каждый из нас способен научиться чему-то новому.
Поиск поддержки. Опыт общения с более опытными бизнесменами, добившимися успеха на своем поприще, будет полезным для начинающих предпринимателей. Данная поддержка окажется особенно важной, если человек только начинает осваивать три вышеуказанные модели поведения: учится контролировать эмоции, находить различные варианты решения проблемы и получать новые знания.
По мнению владельцев бизнеса, страх потерпеть неудачу порой подталкивает к общению с людьми, способными предоставить конструктивную обратную связь. Их эмпирический опыт помогает справиться с напряжением: если они справились с подобными трудностями, то и вы способны на это. Благодаря своим наставникам предприниматели могут осознать, что беспокойство и неуверенность в себе — это нормальные чувства, которые потеряют свою силу, если взять их под контроль.
Джеймс Хейтон и Габриэлла Каччиотти подчеркивают, что страх неудачи оказывает как негативное, так и позитивное влияние на мотивацию, принятие решений и поведение бизнесмена. Стоит помнить, что это чувство является естественным и проявляет себя на разных стадиях личностного и делового роста. При этом каждый предприниматель способен научиться вовремя осознавать и контролировать свой страх.
Предпринимательство — это врожденное качество или его можно развить