Охотник за кадрами: когда бизнесу нужен HR
Успех любого бизнеса во многом зависит от одного фактора: его команды. Можно привлечь инвестиции, придумать идею продукта на миллион. Но если подкачают люди, которые должны воплотить проект в реальность, достичь результата будет сложно. Поэтому поиск человека, который отвечает за подбор персонала и его мотивацию, должен быть особенно тщательным. Обсудим, когда пора нанимать HR-специалиста и на что обратить внимание.
HR нужен всем
Любой управленец с опытом понимает, что его взаимодействие с командой не может ограничиваться выдачей сотрудникам должностных инструкций, постановкой задач, сбором результатов и выплатой заработной платы. Адаптация, мотивация, обучение членов коллектива, правильное управление рабочим процессом, формирование корпоративной культуры компании — не менее важные составляющие бизнес-процесса.
Если в организации работают 10 человек, справляться с подобными обязанности может руководитель. Когда численность персонала растет, требуется отдельный сотрудник с соответствующими компетенциями, то есть HR-менеджер. Его найм не означает, что начальник полностью исключает себя из данного процесса, но он получает сильную поддержку и дополнительные профессиональные компетенции в лице нанятого специалиста.
Важно понимать, что «эйчар» занимается не только «бумажной работой», но и вышеобозначенным функционалом, а также берет на себя задачу по подбору кадров на разные позиции. Впрочем, если у вас большая компания, то понадобится не один менеджер по персоналу, а целая команда, в которой будет четкое распределение обязанностей и несколько направлений деятельности. А когда вы только-только задумались о приеме на работу HR-менеджера, достаточно будет найти одного специалиста, готового взять на себя часть ключевых задач.
По сути, формирование HR-бренда станет одним из ключевых векторов его деятельности: потому что в конечном счете подобная работа влияет на то, как долго сотрудники остаются работать в коллективе, каков уровень их удовлетворенности жизнью в компании, насколько другие люди хотят стать частью вашей команды и как в итоге к вам относятся клиенты.
Как найти HR-менеджера: инструкция
- Определитесь с функционалом, который вы хотите ему делегировать: принцип «придет — разберемся» в данной ситуации не сыграет на руку. В таком случае вам будет трудно понять, по каким критериям проводить отбор, на какие компетенции обращать внимание и чего требовать от специалиста.
Ответьте на вопрос: что сейчас вашей компании нужно больше всего? Возможно, вам хочется сделать акцент на работе по сплочению команды, и специалисту предстоит заниматься организацией мероприятий и повышением лояльности сотрудников. Или у вас в приоритете поиск, найм и адаптация персонала, поэтому функция рекрутера приоритетная. Или вы понимаете, что у ваших работников хромает уровень мотивации и вовлеченности в рабочие процессы. Тогда нужен специалист, который возьмет решение проблемы на себя, а еще займется разработкой корпоративного обучения и системы вознаграждения работников.
Обращайте внимание не только на hard skills вроде знания актуальных требований законодательства в сфере трудовых отношений, но и на soft skills: например, насколько хорошо HR-менеджер умеет решать возникающие конфликты, какие у него навыки коммуникации, убеждения, насколько он располагает к себе, обладает ли эмпатией, получается ли у него вовлекать в корпоративные активности других сотрудников и т.д. - Решите для себя, какой уровень заработной платы вы готовы предложить: от нее будет зависеть опыт и компетенции менеджера, которого вы ищете. Если у вас ограничен бюджет, будьте готовы взять на работу новичка, постепенно вводить его в курс дела и «обучать» под себя.
- Выберите площадки, на которых планируете вести подбор: ими могут стать крупные онлайн-платформы по поиску персонала, где легко найти резюме как начинающих, так и более опытных специалистов. Кстати, неплохим способом подобрать подходящую кандидатуру может стать нетворкинг: если у вас наработана сеть деловых контактов, обратитесь за советом к другим предпринимателям. Кроме того, присмотритесь к тем сотрудникам, которые уже есть у вас в команде. Возможно, для того функционала, который вам необходим, достаточно компетенций у кого-то из членов вашего коллектива, и вы сможете предложить должность ему.
- Проведите собеседование: ориентируйтесь не только на резюме кандидата, но и на личные ощущения. Менеджер по работе с персоналом будет решать важнейшие для компании задачи, поэтому необходимо, чтобы вы совпадали с ним во взглядах на бизнес-процессы и HR-брендинг. Кроме того, вам должно быть комфортно с ним коммуницировать: если трудности возникают еще на первоначальном этапе, любой «послужной список» и опыт работы не имеют решающего значения. Ведь вам и другим членам команды придется общаться с ним на регулярной основе.
Если у вас возникают сложности с наймом сотрудника на позицию HR, обратитесь в рекрутинговое агентство: так вы минимизируете риски и увеличите вероятность найти и трудоустроить перспективного кандидата.
Как улучшить процесс подбора и найма персонала
Команда мечты: инструкция по созданию отдела маркетинга в компании