Как психологу наиболее эффективно искать клиентов
Востребованность специалистов в области ментального здоровья растет с каждым годом, и консультации у психолога перестают быть чем-то необычным. Всё больше людей обращаются за помощью к этим специалистам в трудных жизненных ситуациях, с проблемами, связанными с профессиональной деятельностью или самоопределением.
Но это не означает, что к каждому психологу стоит очередь: таким могут похвастаться только опытные специалисты. В своем роде это тоже бизнес, и вопрос привлечения клиентов также становится немаловажной задачей. Как искать клиентов, если вы в начале пути или открываете центр психологической помощи, разберемся в статье.
Тонкости продвижения
В век популярности социальных сетей вопрос поиска клиентов кажется простым, как никогда: говори о себе, придумай уникальное торговое предложение, покажи кейсы, вкладывайся в рекламу. И клиенты появятся.
Однако в нише психологии есть свои ограничения: прежде всего этические. Например, если многие начинающие специалисты в области маркетинга, стилистики и многих других сфер могут «тестировать» свои навыки на ближайшем окружении и даже зарабатывать первые деньги, у психолога такой возможности нет. Профессиональная этика запрещает работать с друзьями и родственниками. А еще не рекомендуется запрашивать у клиентов отзывы, которые во многих сферах являются эффективным инструментом продвижения.
Также психолог обычно не может гарантировать быстрый результат: даже несмотря на то, что некоторые подходы предусматривают краткосрочный формат взаимодействия, на практике могут быть выявлены детали, влияющие на ход и продолжительность работы.
Где искать клиентов
- Самый очевидный и простой вариант — социальные сети: в них довольно просто заявить о себе с помощью текстового и видео-контента, и почти не нужно вложений. Лучше подойти к продвижению основательно: разработать план публикаций, подготовить визуал, релевантный выбранной площадке, сделать «посадочную страницу», где потенциальные клиенты могут почитать о специалисте и оставить заявку. Несмотря на то что в соцсети люди часто приходят за развлекательной информацией, там легко продвигать свои услуги и образовательные продукты: при условии, что вы умеете вовлекать аудиторию и делать качественный контент. Не забудьте опубликовать свои документы об образовании и подробно описать, с какими проблемами может обратиться клиент и какой результат он получит. Используйте видео-формат: в нише психологии он хорошо работает на формирование лояльности к специалисту и прирост аудитории.
- Агрегаторы: существуют площадки, на которых могут разметить свою анкету как опытные консультанты, так и начинающие. Например: b17, Alter, Ясно, zigmund.online, PsyChat, YouTalk, PsyPsy.
У агрегаторов разные требования: где-то необходимо наличие у психолога профильного высшего образования, кому-то достаточно диплома о переподготовке. Для размещения на большинстве площадок необходимо иметь дополнительное образование в одном из методов: например, гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой терапии, ACT (терапии принятия и ответственности) и т.д. А также опыт личной терапии, консультирования и регулярных супервизий. Затем специалист заполняет анкету, а после чаще всего необходимо пройти что-то вроде собеседования с экспертом площадки.
Агрегатор берет на себя задачу по поиску клиентов. Психолог обычно платит комиссию: ее размер у разных компаний отличается. Какие-то платформы берут оплату за заявку, кто-то — комиссию с каждого клиента: нюансы необходимо выяснять отдельно с каждой площадкой. - Профессиональное сообщество и нетворкинг: например, если вы активно посещаете супервизии, регулярно проходите обучающие курсы, то не только повышаете квалификацию, но и находите новые полезные контакты. Вместе легче проводить мероприятия для потенциальных клиентов: например, мастер-классы или групповую терапию. А кроме того, специалисты охотно рекомендуют коллег в тех случаях, когда у них нет возможности записать клиента к себе: например, если он обращается с проблемой, с которой психолог не работает.
- Сервисы поиска специалистов и доски объявлений: например, «Яндекс Услуги», profi.ru, «Авито». На каких-то из них нет требований к опыту работы психолога, количеству часов супервизий и т.д. Там достаточно легко разместить свое объявление. И начинающим специалистам так проще найти первых клиентов. На других площадках более строгие требования, соизмеримые с теми, которые существуют на агрегаторах.
- Создайте свой сайт и продвигайте услуги с его помощью: такой вариант подходит и частным специалистам, и психологическим центрам. Способов продвижения довольно много: контекстная или таргетированная реклама, SEO-продвижение, баннерная реклама в сетях и т.д. Чтобы получить результат, потребуется разработать сайт, оптимизированный под поисковые запросы, с правильными «посадочными» страницами: для решения данных задач можно привлечь специалиста.
Кроме того, как дополнительный способ привлечения клиентов можно рассматривать репутационный маркетинг: например, можно стать автором публикаций на тему психологии в каком-то издании, выступать в качестве эксперта на мероприятиях, давать комментарии для подготовки материалов в СМИ.