Бизнес-акселератор: как работает и чем полезен начинающим предпринимателям
Для достижения успеха в предпринимательстве недостаточно просто открыть бизнес, важно закрепиться на рынке, а для этого нужны знания, навыки и финансы — получить необходимую поддержку может помочь бизнес-акселератор. Поговорим о том, чем он отличается от бизнес-инкубатора, каким компаниям подойдет и как стать его участником.
Как работают акселераторы
По данным некоторых исследований, многие бизнесы закрываются в первый год своего существования — вопреки оптимистичным представлениям собственников проектов, развитие компании сопряжено с разными трудностями, справляться с которыми не менее важно, чем создавать качественный продукт и продавать его.
Представьте, что вы открыли небольшую онлайн-школу, специализирующуюся на востребованных направлениях подготовки, собрали команду профессионалов, выпустили первые образовательные курсы, но в ходе работы появляются трудности. Например, вы понимаете: какие-то программы требуют доработки, но что именно необходимо скорректировать — неясно. Нужно обеспечить постоянно высокий уровень спроса на обучающие продукты, но он почему-то носит нестабильный характер. Чтобы наметить точки роста для проекта, пригодилась бы помощь более опытных предпринимателей и экспертов, а для усовершенствования продуктов, скорее всего, потребуются дополнительные вложения.
С решением именно таких вопросов может помочь бизнес-акселератор, так как обычно он способен взять на себя несколько задач:
- Обеспечить участникам взаимодействие в формате наставничества или консультирования с опытными экспертами и предпринимателями, которые могут подсветить конкретные направления развития для компании.
- Предоставить возможности для обучения и развития конкретных навыков в формате стажировок, практических занятий, позволяющих сформировать недостающие компетенции для работы над проектом.
- Поиск инвесторов для масштабирования компании в тех случаях, когда у стартапа есть конкретный план развития, подкрепленный расчетами и прогнозами.
- Предложить необходимые ресурсы для роста организации — например участие в полезных мероприятиях, вроде общения с инвесторами или другими командами в формате нетворкинга, помещения для размещения команды, оборудование и т. д.
Бизнес-акселераторы отличаются от бизнес-инкубаторов: хотя деятельность и тех, и других направлена на помощь в развитии начинающих проектов, инкубаторы взаимодействуют с ними на самых ранних этапах, как правило, когда есть только идея. Их задача — довести команду до старта, обеспечив необходимыми ресурсами, причем период резидентства участников достаточно длительный. Акселераторы же преимущественно сотрудничают с компаниями, у которых уже есть какой-то продукт, они вышли на рынок и делают на нем первые шаги. Как правило, организация помогает его доработать, найти инвестиции, чтобы собственники могли выйти на новый уровень развития бизнеса. Программа участия обычно ограничена каким-то сроком — например один месяц, полгода и т. д.
Как найти акселератор и стать его участником
В России существуют разные бизнес-акселераторы, например SBER500, А:СТАРТ, Mendeleev Venture Capital, Акселератор ВТБ и другие. Как правило, они специализируются на определенных отраслях — допустим, экология, энергетика, IT-сфера, медицина, нанотехнологии — или решениях, скажем, сервисы для обслуживания клиентов, аналитика данных и т. д.
Чтобы стать участником, необходимо сделать следующее:
- Выбрать подходящий акселератор — направление деятельности вашей компании должно «попадать» под специализацию организации. Плюс важно отталкиваться от задач, которые хочется решить. Например, если требуется доработка продукта, нужно рассматривать акселераторы, располагающие ресурсами для достижения данной цели. Лучше выбирать компании в том регионе, где вы проживаете, так процесс взаимодействия будет наиболее комфортным. На сайте акселераторов обычно представлены их успешные проекты — кейсы также помогут сориентироваться при выборе.
- Подготовить заявку. Чаще всего условия и критерии, которые оценивают при отборе, указаны на сайте акселератора, но, скорее всего, понадобится описать проект, рассказать про первые результаты — выручку на текущий момент, клиентскую базу, уровень продаж. Еще потребуется обозначить перспективы развития компании — какие проблемы клиентов решает проект, какой у него потенциал, ожидаемая выручка, кто в команде, на каком этапе находится бизнес.
- Пройти отбор — если вы заинтересовали акселератора, скорее всего, потребуется пообщаться с представителями компании, ответить на дополнительные вопросы, чтобы определиться с дальнейшим форматом сотрудничества.
Когда ваша заявка будет утверждена, можно будет приступать к взаимодействию: обычно за каждой командой закрепляется куратор или наставник, который помогает выстроить работу над проектом в рамках программы акселератора. А после ее завершения, скорее всего, потребуется презентовать свой проект перед инвесторами для привлечения финансов под дальнейшее развитие.
Что такое бизнес-инкубатор и для чего он начинающим предпринимателям
Экосистема как инновационная структура для построения вашего бизнеса