Человекоцентричность в бизнесе
Для многих современных компаний забота о сотрудниках становится одним из главных приоритетов. Более того, сегодня внимание, которое бизнес уделяет каждому члену команды, помогает ему в перспективе увереннее идти к своим целям и становиться привлекательным участником рынка труда. Поговорим о том, как такие тенденции связаны с понятием человекоцентричности и нужно ли предпринимателям использовать новый тренд.
В центре процессов — человек
Понятие человекоцентричности в управлении персоналом сегодня находится в центре внимания многих HR-специалистов. Подразумевается, что бизнес меняет фокус внимания и начинает относиться к персоналу иначе, понимая, что каждый сотрудник — это человек со своими нуждами и ценностями.
Раньше некоторые компании воспринимали своих работников как инструмент достижения целей, который можно заменить при необходимости. Сегодняшний же тренд на человекоцентричность означает, что внимание фирм в большей степени направлено на потребности, индивидуальные особенности и потенциал сотрудников. А также на использование данных характеристик в качестве ресурса для компании.
Существует международный стандарт ISO 27500:2016, который определяет ключевые принципы человекоцентричных организаций. Среди них:
- Забота о здоровье, безопасности и благополучии сотрудников. Кстати, данный параметр является важным критерием для соискателей при выборе места работы.
- Внимание к индивидуальным особенностям специалистов, и использование таких ресурсов как потенциала для роста компании.
- Развитие корпоративной культуры, социальная ответственность бизнеса.
4 характеристики человекоцентричных компаний
- Командная работа, которая приходит на смену строгой иерархии. Вместо жесткого и директивного стиля руководства — более мягкий подход, в котором учитываются мнение каждого сотрудника, его потенциал и потребности. На смену единым стандартам приходят форматы взаимодействия, раскрывающие сильные стороны персонала. При них каждый сотрудник может адаптироваться под разные проекты. Члены команды учатся открытой коммуникации, которая помогает сформировать продуктивное взаимодействие и избежать конфликтов.
- Гибкие форматы организации рабочего процесса, включающие в себя как предоставление сотрудникам возможности трудиться в удобном режиме (удаленно, в гибридном графике), разные формы трудоустройства, так и проектную деятельность. В отличие от компаний, где организационная структура носит более жесткий характер, такой формат предполагает, что в зависимости от проекта сотрудник может выполнять разный функционал, принимать решения, предлагать свое видение задачи. Данный подход повышает вовлеченность специалистов в работу, влияет на общий результат. А также позволяет раскрыть потенциал каждого из них в большей степени.
- Well-being. Внимание компании к сохранению физического и психологического здоровья сотрудников считается одним из компонентов сильного HR-бренда и включает в себя множество элементов. Например, к заботе о физическом здоровье могут относиться как программы медицинского обслуживания, так и корпоративные фитнес-центры, мероприятия, обеспечение здорового питания сотрудников. Психологическое здоровье можно поддерживать с помощью оказания членам команды профессиональной помощи. Например, штатным психологом. А также путем реализации программ профилактики психологического благополучия, соблюдения режима работы и отдыха.
- Непрерывное развитие и обучение — важный аспект компании, придерживающейся принципа человекоцентричности. Чтобы сотрудник был удовлетворен своим профессиональным ростом, важно составить план его карьерного развития. И обеспечить ему систему обучения необходимым навыкам.
Как использовать принцип человекоцентричности в своем бизнесе
Поскольку он стал трендом в сфере HR, в перспективе всё больше сотрудников будут рассматривать именно такие компании при выборе рабочего места. Специалисты в области работы с персоналом говорят о том, что данный принцип позволяет и бизнесу более эффективно достигать своих целей. Ведь сотрудники, которые чувствуют себя частью единого целого и понимают, что работодатель заинтересован в них, вовлечены в трудовой процесс. И в меньшей степени заинтересованы в смене работы. А значит, компания с большей вероятностью достигнет поставленных целей с минимальными затратами на поиск и привлечение персонала.
Чтобы строить бизнес, основанный на принципе о человекоцентричности, важно:
- Фокусироваться не только на показателях эффективности компании, но и на людях. Насколько им интересно то, что они делают? Что их беспокоит? Что хочется улучшить? Основываясь на данной информации, корректировать деятельность организации.
- Обеспечить в компании возможность для непрерывного развития, обучения и карьерного роста сотрудников. В идеале еще на этапе адаптации обсуждать со специалистами их видение своего пути в организации и намечать план действий, который принесет пользу персоналу и бизнесу.
- Оценить систему управления в компании и рассмотреть при необходимости альтернативу директивному формату руководства.
- Строить в организации комфортную среду для коммуникации, обсуждения возникающих трудностей и поиска путей решения. Регулярно запрашивать у сотрудников обратную связь.