Анна Жуковская
Анна Жуковская
14 декабря 2023

Есть ли разница между женским и мужским предпринимательством

Различия в ведении бизнеса, построении карьеры между женщинами и мужчинами часто оказываются в фокусе внимания исследований социологов, ученых из России и других стран. Хотя и те, и другие активно реализуют свой потенциал в разных сферах, в современном обществе существуют определённые взгляды на то, чем отличается подход к работе и предпринимательству у двух полов. Сегодня поговорим о том, есть ли на самом деле разница в ведении бизнеса мужчинами и женщинами.

Немного статистики

Несмотря на то что в современном мире постепенно стирается грань между «мужскими» и «женскими» профессиями и обязанностями, порой ожидания от тех и других в области карьерного роста или предпринимательства не совсем одинаковые.

Например, в марте 2023 года ВЦИОМ опубликовал результаты опроса россиян на тему женского предпринимательства: хотя почти 66% опрошенных заявили, что успешный проект сегодня могут построить и мужчины, и женщины, 25% респондентов полагают, будто данная возможность всё же преимущественно есть у мужчин. И только 5% указали, что женщины обладают большим потенциалом.

Почти половина опрошенных (48%) говорит о том, что существуют «типично женские» направления бизнеса: салоны красоты, косметология, образование, бытовые услуги и т.д. Если говорить про стиль управления проектом, то 30% респондентов полагают, что женщины-руководители в области предпринимательской деятельности — это решительные, твердые и уверенные в себе люди.

Между тем, если обратить внимание на различные публикации в социальных сетях, нередко можно встретить идеи вроде «как вести бизнес по-женски» и мысли о том, что женщина-предприниматель — эмоциональный и порой слишком мягкий управленец, которому присущи нерациональные решения, а мужчины отличаются твердостью и уверенностью в себе.

Интересную информацию о том, как в действительности обстоят дела, можно найти в зарубежных исследованиях на данную тему.

Отличия между мужчинами и женщинами в ведении бизнеса

В 2021 году в блоге маркетингового агентства IntoTheMinds вышла публикация Пьера-Николя Шваба, директора компании, в которой автор поделился результатами исследования отличий между женщинами и мужчинами в бизнесе, проведенного среди предпринимателей из Европы.

Всего он обозначил 7 параметров, среди которых следующие:

  • Разные мотивы запуска бизнеса: 61,73% опрошенных женщин решаются открыть свое дело, поскольку нуждаются в автономии. При этом данная причина имеет важное значение только для 54,42% мужчин.
  • На свой проект женщины решаются, имея за плечами меньший профессиональный опыт, чем мужчины: согласно проведенному исследованию, больше 10 лет работы предшествуют бизнес-старту у 47,1% респондентов-мужчин и у 31,1% женщин.
  • Женщины-предприниматели рассчитывают преимущественно на себя, тогда как мужчины рассматривают партнерство.
  • Женщины в большей степени уделяют время обучению перед запуском проекта, нежели мужчины: 43,3% опрошенных против 31,9% соответственно. Пока первые проходят образовательные тренинги и курсы, вторые пишут бизнес-планы и ищут потенциальных клиентов. Такая статистика, по мнению автора, связана с тем, что…
  • …женщины менее уверены в возможном успехе и своем потенциале, чем мужчины: 65,3% и 72,4% соответственно рассчитывают на желаемый результат в проекте.

Последний пункт чуть позже был подвергнут сомнению и дополнительному изучению группой специалистов во главе с Дженнифер Э. Дженнингс, профессором Школы бизнеса Альберты, и ее коллегами. Они провели два исследования на тему уверенности женщин в своих предпринимательских способностях и влияния данного параметра на ведение бизнеса. В 2023 году по результатам проделанной работы вышла публикация.

В ней авторы говорят о том, что в ходе исследования было обнаружено следующее: на самом деле женщины примерно так же, как и мужчины, обладают предпринимательской уверенностью. Зато последние чуть больше склонны с самоуверенности, что повышает риск старта в сомнительном направлении и в перспективе может негативно сказываться на конечном результате.

Согласно данной публикации, те респонденты, которые несколько выше оценивали свои бизнес-возможности, в меньшей степени уделяли время нюансам, от которых зачастую зависит весь успех предприятия, а следовательно, имели вероятность продолжать вкладывать ресурс в ту «игру», которая уже не стоит свеч.

Так есть ли разница?

Судя по данным разных исследователей и опросов, свои нюансы в подходе к открытию и ведению бизнеса есть и мужчин, и у женщин. Но определенно сегодня существует тенденция к восприятию предпринимательского потенциала тех и других как одинакового.

Всё больше специалистов в области работы с кадрами и в сфере психологии заявляют о том, что нет необходимости делить бизнес и профессии на «мужские» и «женские».

Также важно отметить, что свое дело становится всё более привлекательным направлением деятельности для многих россиян. По данным опроса ВЦИОМ за 2023 год, наибольший интерес к бизнесу выявлен у молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, а 9 из 10 опрошенных относятся к предпринимателям позитивно. Более того: каждый второй респондент говорит, что в своем регионе видит наличие ресурсов и отсутствие барьеров для развития собственного проекта.

Почему вам не нужен инвестор, чтобы открыть свое дело

Секреты продвижения бизнеса без бюджета

Главные ошибки, которые допускают предприниматели при создании бизнеса (на примере салона красоты)