Открытие бара — мероприятие настолько же захватывающее, насколько и сложное. Впрочем, одно без другого редко бывает возможным. Поэтому если вы намерены примерить на себя гордый титул ресторатора, то вам еще на этапе планирования необходимо узнать несколько важных правил. Каких именно, нам рассказал Валерий Сидихин — владелец бара «Бурый & Бурый», и его советы мы аккуратно оформили в эти 5 пунктов. В каждом из них вы узнаете, что именно нельзя упускать при создании бара. А если вы уже находитесь в этом бизнесе, то никогда не поздно переосмыслить часть из принятых вами принципов.
1. Определите целевой рынок
Одно из самых больших упущений, которое совершают многие владельцы баров (от новичков до ветеранов индустрии) — это попытка сделать продукт «для всех». Концепция «чем шире диапазон предлагаемых услуг и товаров, тем большим будет количество потенциальных клиентов» зачастую приводит к обратному эффекту. Потребитель любит, когда к нему обращаются максимально индивидуально. Он с большим желанием пойдет в заведение, соответствующее его потребностям, интересам и образу жизни. Попытка поймать двух зайцев одновременно может привести к пустующему залу в пятничный вечер. Поэтому не следует пытаться адаптировать свой бизнес под все целевые запросы. Определите для себя, какая аудитория для вас является первоочередной. Отталкиваясь от этого, вы должны определить и месторасположение бара, и его дизайн, и ценовую политику. Открывать молодежный бар в провинциальном городе с преимущественным населением пенсионеров столь же нецелесообразно, как заведение с элитным алкоголем — возле студенческого общежития.
2. Определите концепцию и будьте последовательны
Другая важная вещь, которой вы должны опасаться, открывая собственный бар, — это отсутствие концепции заведения. Коктейльный бар будет отличаться по ассортименту, декору и ценообразованию от, допустим, спортивного, где наличие больших плазм на стенах уже гарантирует немалую часть трафика. И не стоит думать, что вы сможете ввести некоторые концептуальные корректировки по ходу работы бара. Решите этот вопрос, что называется, на берегу и убедитесь, что концепция заведения согласовывается со всеми его элементами — от интерьера и технического оснащения до манеры общения ваших сотрудников с клиентами.
3. Изучите своих конкурентов
Оригинальность имеет решающее значение в бизнесе, но не пытайтесь изобретать колесо. Наблюдайте за тем, что предлагают ваши конкуренты. Подражайте тому, в чем они вас превосходят, и пытайтесь сделать лучше то, что является их минусом. Это особенно эффективно, если конкурент обслуживает аналогичный вашему целевой рынок. Обратите внимание на аспекты, которые могут обуславливать успех ваших соперников. Что делает их успешными? Известность владельца, маркетинг, местоположение, интерьер, цены? Или все сразу? Это первое, к чему вы должны присмотреться и позаимствовать или, наоборот, избегать, если у вашего конкурента дела идут плохо.
4. Не пренебрегайте технологиями
Сегодня если вы не используете технологии для оптимизации операций бизнеса, то делаете самый неверный выбор из возможных. Мало того что на рынке существует множество профессиональных сервисов, так они еще и являются относительно доступными. Использовать или не использовать технологии в контексте современного предпринимательства формулируется как «быть успешным или не быть совсем». Логичный вопрос, какую роль технологии играют при создании бара, замыкает не менее очевидный ответ — привлечение клиентов, оптимизация как внутренней работы, так и обслуживания посетителей. Представьте себе, как много потенциальных клиентов пройдет мимо вашего бара, если в нем, например, не будет POS-терминала. И хоть на рынке общепита робко замаячила тенденция отказа от безналичного расчета, повального перехода на «кэш» вряд ли стоит ожидать в ближайшей перспективе.
5. Установите правила общения для персонала
Вы когда-нибудь были в заведении, где вас встречал бармен с угрюмой гримасой? А что насчет официанта, который избегал зрительного контакта с таким старанием, словно участвовал в каком-то нелепом флэшмобе? Или, может быть, вам приходилось стоять по 15 минут в ожидании счета, пока бармен продолжал делать вид, что занят другими клиентами? Если подобное тому, что описано выше, случается в вашем баре, то вам следует прямо сейчас проститься с надеждой на успех. Потому что, независимо от того, насколько качественно вы выполнили условия из предыдущих пунктов, насколько хороший у вас ассортимент, низкие цены и уникальный интерьер, все это не имеет смысла, если обслуживающий персонал будет демонстрировать плохой сервис. Это достаточно важный фактор, чтобы посетитель променял ваш бар на любой из того огромного количества, которое есть сегодня практически в каждом городе.