«У меня был выбор: либо я куплю машину, либо открою галерею»
Марианна Персианова родилась в Новороссийске в творческой семье. Все детство провела на гастролях — мама была балериной, а папа играл в оркестре. Следуя примеру родителей, она окончила музыкальную школу по классу фортепиано.
Получила высшее экономическое образование. Параллельно с работой в офисе участвовала в выставках cовременного искусства в Краснодаре и Москве. Стала членом Союза Художников Авангарда в Краснодаре.
Сегодня Марианна руководит галереей. Она рассказала журналу Hussle, как в Новороссийске появилось арт-пространство MAS.
Марианна, чем Вы занимались до галереи?
Я всю жизнь работала в офисе. Никогда не была обычным менеджером, который мечтает досидеть до конца трудового дня. Вела масштабный проект в крупной логистической компании. Жила им.
Что пошло не так?
Мне всегда хотелось быть руководителем собственного дела. А если проект чужой, как бы ты его ни любил, сколько бы сил в него ни вкладывал, — все равно будешь чувствовать себя как Атлант, который держит небо.
К тому времени я накопила достаточно средств для покупки машины, о которой мечтала. Собрала совещание и сообщила коллегам, что покидаю проект, но продолжу заниматься его SMM-продвижением.
Что планировали делать?
Отправившись в сольное плавание, я решила создать SMM-агентство. Открыла ИП с соответствующими ОКВЭДами. Начала искать помещение для офлайн-офиса. Месяц бродила по городу, исследовала предложения на Авито, пришла сюда и поняла, что никакое SMM-агентство мне не нужно. Здесь будет галерея.
Эта идея давно теплилась в душе. Думала, что открою галерею, когда выйду на пенсию. Я всегда писала картины. У меня были клиенты. Крупные. Отель Marinus заказал 23 абстракции. 6 больших работ написала для кальянной Sedamar. Мне хотелось создать арт-пространство, где буду творить, располагать работы. Место, где клиенты смогут посмотреть и приобрести картины. Честно, я боялась, вдруг завтра — конец света. А я так и не открыла галерею (смеется).
Как отреагировали близкие?
Друзья и родственники были шокированы. Интересовались, составила ли я бизнес-план, какими будут доходы и расходы. У меня не было ответов на эти вопросы.
Я просто начала верстать рекламу в редакторе: «Ведется набор работ в галерею современного искусства». Потребовалась смелость, чтобы выложить пост в личный Instagram. Там я обычно показывала свои картины, участвовала в спортивных марафонах, веселилась с подругами.
Многие поддержали, но были и те, кто отнесся с недоверием. Задавали вопросы: «У вас есть сайт? Мы можем найти галерею в Google? А какие выставки у вас проходили раньше?»
Честно, я боялась, вдруг завтра — конец света. А я так и не открыла галерею.
Что нужно, чтобы открыть арт-пространство?
Торговое оборудование не требуется, не нужно нанимать персонал. Необходимо обзавестись терминалом для приема оплаты кредитной картой, расчетным счетом в банке, сигнализацией и подготовить помещение для экспозиции.
До открытия оставалось 2 недели. За это время я поставила стеклянную дверь, заказала в Москве крепления (система подвеса для картин). За столиком, пуфами и зеркалами мы с мужем поехали в ночь перед первым вернисажем.
Как прошло открытие?
Телефон разряжался каждые 2 часа.
Я не ожидала увидеть такое количество посетителей. Среди них были блогеры, дизайнеры интерьера, бюро путешествий, искусствоведы, знаменитые местные художники, которых я, к своему стыду, не знала. Пришли Николай Джанян, Владимир Аксенов, Дамир Кривенко и многие другие.
Был ли момент, когда Вы хотели все бросить?
К концу первого дня, когда я уже не чувствовала ног, вошли две женщины. Как оказалось, хозяйка другой галереи (не будем говорить, какой, чтобы не рекламировать конкурентов) с сестрой-журналисткой. Я уловила негатив и не сразу поняла, что меня записывают. Оказывается, это было интервью.
Спрашивали, искусствовед ли я и может ли человек, который открыл галерею, не отличить Моне от Мане.
Тогда я отшутилась: «Раз это хорошо продается, почему я должна разбираться в художниках».
А самой себе как бы Вы ответили?
Ответ я нашла только спустя год. Искусствоведы должны заниматься искусством, а я занимаюсь бизнесом, потому должна развивать предпринимательские навыки. Если хочу зарабатывать деньги, то нужно не биографии художников изучать, а бизнес-литературу.
Каково это — иметь собственную галерею?
Мне нравится быть хозяйкой галереи, говорить с посетителями об искусстве. Гости восхищаются. А я считаю, что совершаю вклад в культурное развитие города. Хвалю себя за то, что даю шанс найти своего зрителя молодым художникам Новороссийска, Краснодара, Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. Во многих такой дебют вселяет надежду.
А финансовое удовлетворение для Вас важно?
В этом заключается мое счастье и проклятие. Картины, галерея, выставки — это красота, которая требует вложений. Пока справляться помогает параллельная работа в компании. Но с этого года я дала обещание начать зарабатывать.
Искусствоведы должны заниматься искусством, а я занимаюсь бизнесом, потому должна развивать предпринимательские навыки.
На чем Вы планируете зарабатывать?
- Взносы от участников выставок как офлайн-, так и онлайн-галереи. В Москве галеристы берут 3-5 тысяч с каждого художника, чтобы разместиться. Цены, которые я предлагаю, намного ниже.
- Входной билет.
- Билеты на лекции и мастер-классы.
- Процент с проведения театральных представлений. Мы уже договорились с театром теней и театром «Другие».
- Продажа картин. Это моя ахиллесова пята. Я ищу настоящего специалиста по продажам, который прекрасно разбирается в искусстве.
- Полиграфия. Печатаю открытки с картинами. Художники предоставляют изображения и получают процент с продажи.
- Мерч. Толстовки и футболки, скоро появятся шопперы.
- Интерьерные решения. Постеры — доступный вариант красивой картины в напечатанном типографском виде. Мы подстроились под Новороссийск. Здесь многие не могут позволить себе приобрести картину за 20 000 рублей. Что говорить про полотна за 70 000. Но людям нравятся работы, поэтому они берут постер за 1500 и используют его в интерьере офиса или дома.
- MAS trips — наши небольшие поездки на выставки для всех влюбленных в искусство. В скором времени планируем полететь в Москву. Посетим Третьяковскую галерею и Большой театр.
Какие ошибки Вы совершали?
Я долго руководствовалась интуицией и эмоциями. Неправильно выбрала налогообложение. Вовремя не поменяла ОКВЭДы, из-за чего не смогла получить компенсацию во время пандемии. Угощала гостей шампанским и баранками. Делала упор на сферу гостеприимства, не задумываясь, что это большие расходы. А ведь у нас нет спонсоров, дотаций и других источников финансирования.
Вы хотели купить машину — Вам это удалось?
Я все так же хочу приобрести авто. Когда ушла из офиса, я сама себя его лишила. У меня был выбор: либо я куплю машину, либо открою галерею. Пока моя машина — вот — находится на Советов, 40.
Садовник случайно нашел украденную картину стоимостью €60 млн