Что бы вы делали перед тем, как открыть свой бизнес? Если ваш ответ — изучить ремесло изнутри, промониторить рынок и начать предварительный поиск поставщиков, то вы попали в яблочко. Все эти аспекты — как кирпичики в фундаменте ваших будущих достижений, но зачастую начинающие предприниматели упускают один очень важный момент, а именно — конкурентный анализ рынка. Что это такое, как его проводить и в чем польза — расскажем во всех подробностях.
Что такое конкурентный анализ?
Конкурентный анализ — это процесс детального изучения внутренней работы компании, которая продает схожие с вашим бизнесом услуги или продукты. Анализ конкурентов — достаточно вариативный инструмент, поскольку изучать можно любой элемент бизнеса компании. Всё зависит от поставленных целей и задач, так что не заходите так далеко, как это сделал герой Лиама Нисона в «Заложнице»:
— Я не знаю, кто ты такой и как ведешь бизнес, если тебе нужен весь рынок, сразу скажу, так просто я его не отдам. Но предупреждаю: у меня есть много необычных способностей, которые я приобрел за свою долгую карьеру, сделавшие меня кошмаром для таких ублюдков, как ты. Предоставишь информацию — на этом все закончится, я не буду тебя искать и не буду преследовать, но если решишь упрямиться и грязно конкурировать, я создам предложение, которое тебя обанкротит!Условно конкурентный анализ можно разделить на 3 вида:
- Первый — общий анализ по открытым источникам. Тут вам необходимо узнать всё, что связано с бизнесом конкурента, от лица его клиента: какие есть товары/продукты/услуги, ассортимент, цены, в чем особенности коммерческого предложения, наличие, упаковка сайта и так далее. То есть буквально всё, что можно “раскопать” в открытых источниках.
- Второй вариант связан исключительно с рекламой и маркетингом, в том числе в социальных сетях: количество и качество публикаций, тематики, как работает таргетированная реклама, есть ли скидки, через какие каналы идет продвижение.
- Третий вариант — анализ внутренней среды бизнеса: прибыль конкурента, его обороты, каналы сбыта, поставщики, операционные расходы и т. д. Этот вариант конкурентного исследования — самый сложный. В открытых источниках сложно найти подобную внутреннюю информацию, поэтому обычно таким анализом занимаются только крупные компании с привлечением профессиональных аналитиков и специалистов.
На начальном этапе вам может пригодиться только первый или второй тип анализа. При этом всё, что связано с маркетингом и рекламой, — достаточно специфическая сфера, которую так же лучше оставить SMM-менеджеру. А вот общий анализ конкурентов можно выполнить самостоятельно, так как вы можете провести его на основе наблюдения и сбора простейших данных.
Как проводится конкурентный анализ?
Теперь подробнее рассмотрим, как же провести первую базовую конкурентную разведку. Есть множество способов оценки деятельности компаний: от SWOT-анализа и Матриц Портера до классического сравнительного анализа. Чтобы упростить задачу начинающему бизнесмену и просто показать общую картину рынка и потенциальной конкурентной среды, можно начать именно со сравнительного анализа. Выделим несколько этапов его проведения:
1) Определитесь с информацией, которую хотите найти. В зависимости от сферы бизнеса, а также разных целей анализа, можно выделить конкретные показатели, которые необходимо выявить у будущих оппонентов и сравнивать их со своими. Найти всю информацию о конкуренте невозможно, поэтому определите заранее, что наиболее важно для вашего бизнеса и какие показатели вы хотите сравнить.
Например, для сферы розничной торговли это может быть ассортимент товаров, цены, в каких дистрибьюторских точках распространены товары, из чего сделаны продукты, их себестоимость и так далее. А для условной криптобиржи, которая работает только онлайн, важно наличие лицензий у конкурентов, количество пользователей, комиссии, лимиты на ввод и вывод средств.
Также, независимо от сферы и целей, для каждой компании-конкурента стоит прописать ее сильные стороны, фишки и преимущества, за счет которых, по вашему мнению, она держится на плаву.
2) Создать таблицу в Excel, в шапке укажите наиболее важные показатели, не забудьте добавить колонку с выводами и сравнительными характеристиками.
3) Промониторить прямых конкурентов. Тут вам на помощь придет всесильный интернет, онлайн-карты, сарафанное радио, и, конечно же, будет необходимо лично наведаться к вашим будущим бизнес-соперникам. Обратите внимание на самых интересных, опираясь на показатели доли на рынке, ценообразования, специфики продукта или отзывов клиентов.
В чем преимущества конкурентного анализа для бизнеса?
А теперь, если вы все еще думаете, стоит ли проводить конкурентный анализ, мы приведем несколько доводов, чтобы окончательно убедить вас в необходимости этого действа.
1) Понять, стоит ли запускать бизнес. Предварительный конкурентный анализ может показать, насколько рынок насыщен представителями вашей сферы. Если их практически нет — есть повод задуматься об отсутствии спроса и потенциальной нерентабельности бизнеса. Если же слишком много — это тоже плохой знак, ведь вам будет крайне трудно войти и закрепиться на рынке.
2) Сформировать преимущества вашего предложения или услуги. Посмотрев на то, что предлагают другие игроки рынка, вы поймете, как именно дифференцировать ваш будущий продукт. То есть в ходе конкурентного анализа следует выявить фишки, особенности и ценности ваших оппонентов и на основе этой информации выбрать стратегию, которая позволит обходить нишевых оппонентов.
Например, если конкуренты обещают доставлять продукты питания на дом в течение 30 минут, вам нужно выстроить бизнес так, чтобы ваши курьеры успевали за 20-25. Обогнав другие компании в каком-либо решающем параметре, вы сможете войти на рынок с уникальным конкурентным преимуществом, а значит, забрать долю рынка. Без проведения подобного анализа вы бы не выявили ключевые точки, из-за чего высок шанс “раствориться” среди других игроков рынка. Также помните, чтобы узнать еще больше информации, необходимо проводить опросы, интервью, SWOT-анализ, PEST-анализ, изучать карту восприятия рынка и так далее.
3) Установить адекватную цену. Цена формируется из множества разных факторов, в том числе она отталкивается от позиций ваших нишевых соперников по схожим товарам и услугам. Узнав, какой ценовой диапазон на рынке, вы сможете установить справедливую цену за свою продукцию.
4) Понять, как и от каких игроков рынка стоит защищаться. Подробно изучив свою нишу и конкурентов в ней, вы поймете, от чего отталкиваться в вашем стратегическом планировании.
Каждый успешный бизнес обычно прописывает свои цели и задачи на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Они должны быть реализуемыми, а значит, отталкиваться от множества объективных внутренних и внешних факторов, к которым и относится конкурентная среда.
Проведение конкурентного анализа даст вам ценную информацию, какие у вашего бизнеса есть или могут быть в будущем сильные и слабые стороны относительно оппонентов, как вы можете противостоять потенциальной агрессии со стороны других компаний, как усилить свои возможности и не допустить развитие угроз и так далее.
Подведем итоги
Даже самый базовый конкурентный анализ по открытым источникам даст общее представление о рынке, на который вы собираетесь войти. Вы поймете, как и в каком направлении лучше развивать бизнес, почему стоит отказаться от тех или иных задумок и решений, как не обанкротиться под потенциальным напором со стороны конкурентов. Вы будете во всеоружии со своим уникальным продуктом — и только в таком случае сможете забрать долю рынка и закрепиться на нем.