Как гласит крылатое выражение, имеющий желание ищет возможности, а не оправдания. Герой сегодняшнего материала Никита Кан полностью подтверждает данную мысль. История его бизнеса началась именно с желания, причем, вопреки хрестоматийным примерам, оно появилось даже раньше идеи. Хотя идею, заложившую основу компании Greenery, тоже нельзя назвать традиционной: вертикальное озеленение помещений. Предприниматель рассказал нам, с чего все начиналось, почему выбор пал именно на эту нишу и причем тут «Бизнес Молодость».
От замысла — к реализации
Все началось с армии. Именно там в перерывах между уставными обязанностями Никита размышлял о профессиональных планах и о способах их реализации. Планы эти были неотделимы от предпринимательской деятельности. Но запуск любого бизнеса невозможен без стартового капитала, поэтому по возвращении на гражданку Никита устроился на работу.
Первый год своей профессиональной деятельности молодой человек посвятил работе бармена. После — ушел в смежную область: стал бариста в местной кофейне. Но на протяжении всего этого времени Никита не отпускал идею начать собственное дело, поэтому в один из вечеров он преобразовал свои мысли в действия. «Я просто открыл Google и ввел запрос «бизнес-идеи». После этого стал рассматривать картинки на эту тему в поиске чего-нибудь интересного. Но на российских сайтах мне ничего не приглянулось, поэтому я ввел тот же запрос уже на английском языке. Снова стал просматривать ленту, и тут мне попалась на глаза фотография с цветами на стенах. Я оценил такую идею оформления помещений и начал смотреть, кто занимается подобным в моем городе».
На тот момент Никита проживал в Новосибирске и, промониторив местный рынок, понял, что конкуренция в этом сегменте небольшая. По словам предпринимателя, на тот момент в городе была только одна фирма, занимающаяся подобным озеленением: «При этом ее нельзя было назвать сильным игроком. Информации в сети по ней было крайне мало, сайт не функционировал. Тогда я и подумал, что стоит попробовать».
Первая неудача и новый старт
На накопленные средства Никита закупил необходимые для выращивания цветов материалы: семена, удобрения, световое оборудование, металлоконструкции — всего вышло примерно на 100 тыс. рублей. В гараже друга молодой человек организовал теплицу и начал работать. «Спустя неделю я увидел, что все цветы сгнили. Тогда мне стали очевидны технические трудности этого бизнеса. Данный вид декорации требует особых условий на стадии не только выращивания, но и хранения. А это создает дополнительные трудности и для клиента, когда, например, он надолго уезжает из дома. При этом стоимость подобного озеленения не из самых дешевых: средний чек составляет около 400 тыс. рублей».
Как говорит сам Никита, после этого он вернулся к исходной точке: деньги потрачены, бизнес не запущен, нужна новая идея. В ход снова пошел Google, но только на этот раз запрос звучал более определенно: «Вертикальное озеленение». Первая же ссылка привела Никиту на сайт с фотографиями, где на стенах вместо цветов был мох. Эта идея предпринимателю понравилась намного больше, к тому же очевидно, что мох требует гораздо меньших усилий по хранению и обработке. Осталось только решить, где его купить.
Поиск закономерно начался с родного города — Новосибирска. Но результат снова был ограничен лишь одним поставщиком, причем не с самыми выгодными предложениями по цене. Дальнейший мониторинг рынка вышел за пределы государственной границы: Никита начал изучать предложения европейских компаний. В итоге выбор был сделан, и спустя две недели в Новосибирск пришла партия из нескольких килограмм мха. «Помню, как сам ходил на почту, чтобы забрать заказанный материал, — говорит Никита. — Затем поехал в «Леруа Мерлен», закупил необходимые инструменты и начал клеить мох на стены в качестве эксперимента».
Бизнес — молодость
Полученная композиция устроила молодого человека, и он стал предлагать ее в качестве услуги местным заведениями по себестоимости. Поиск заказчиков происходил «в холодную»: Никита просто приходил на предприятие и общался с его владельцем. Результат оказался неудовлетворительным: заказов не было, товар залеживался. Никита понимал, что его бизнес-стратегия нуждается в корректировке, и потому опять воззвал к помощи Google: «как продвинуть свой бизнес» — так звучал новый запрос.
В перечне электронных советов предприниматель нашел нужный: необходимо сделать сайт. «Сделал, — говорит Никита. — Следующий совет: нужно настроить контекстную рекламу. Стал думать, как сделать и это. И тут наткнулся на обучающее видео от «Бизнес Молодость». Там узнал о широких возможностях продвижения в Instagram. После этого я завел страницу в «инсте» и выложил фотографии вертикального озеленения помещений — благо, что услуга предполагает уникальный визуальный контент. Для привлечения подписчиков использовал массфолловинг, тогда он еще был эффективен».
Видеокурс оказался полезным, Instagram принес свои плоды: «За первые два месяца мне удалось чистыми заработать 150 тыс. рублей. Это была ощутимая разница в сравнении с зарплатой, которую я имел во время работы по найму. Правда, на тот момент мне приходилось все делать самому: начиная от обработки мха, заканчивая монтажом декоративных конструкций. Но стало очевидно, что здесь есть определенные перспективы».
Спустя некоторое время Никита увидел афишу семинара «Бизнес Молодости» в Новосибирске. «Это стало еще одним поворотным моментом в построении бизнеса, — рассказывает предприниматель. — Я пошел на семинар не только за дополнительными знаниями, но и с целью расширить свои деловые контакты. Так и получилось. На семинаре я познакомился со своим будущим напарником Ильей Шиманом. Он также находился в поисках бизнес-идеи, как я когда-то, и с моей стороны поступило предложение объединить наши усилия».
Переезд в Москву
Но дальнейшее масштабирование бизнеса в Новосибирске на практике вылилось в ряд операционных неудач. Когда пришло время для найма менеджеров по продажам, стало понятно, что работать только за процент хотят немногие. А платить фиксированную ставку своим сотрудникам предприниматели на тот момент не могли. Плюс сказывалась территориальная узость рынка: потенциальных заказчиков в Новосибирске было меньше, чем в более крупных городах. В связи с указанными факторами, на практике обернувшимися падением продаж, Никита и его напарник приняли решение перенести бизнес в Москву.
Столичный рынок оказался более благосклонен. Сказывался размер города и относительная гибкость москвичей в вопросе интерьерного декора. Несмотря на то что после переезда Никите с напарником фактически пришлось отстраивать бизнес заново (аренда нового помещения под цех, создание нового сайта, поиск новых заказчиков), дела стали идти значительно лучше. Фирма быстро развивалась, увеличивая клиентскую базу и все больше укрепляя свои позиции на столичном рынке.
На сегодняшний день компания Greenery является одним из лидеров по производству стабилизированного мха для декора. В штате фирмы уже работает 11 человек, и на этом ее рост не останавливается: «В ближайшей перспективе планируем выйти на международный рынок и занять лидерские позиции уже там, — делится планами Никита Кан. — Но это невозможно сделать без расширения ассортиментного ряда нашего товара. Поэтому сегодня мы продолжаем работать над внедрением новых стилей и способов обработки мха с применением современных инструментов».