Марат Бабаев
Марат Бабаев
11 октября 2018

За что готов и не готов переплачивать российский потребитель

Патриарх капитализма, один из самых успешных предпринимателей за всю историю Генри Форд рассуждал так: «Лучше продавать много задешево, чем мало задорого». Этот принцип сделал Ford Model T первым автомобилем массового использования, который, как говорится, «посадил Америку на колеса».

Нам, жителям России, подобная философия очень близка: и без того истерзанную коррупцией экономику нашей страны за последние несколько лет подвергли жесткому испытанию скачки валютных курсов и санкции со стороны других стран. Поэтому для россиян ценовой фактор при покупке товара является крайне важным, а во многих случаях — и вовсе определяющим.

Тем не менее развитие рыночной экономики в России привело к тому, что выросли и потребительские запросы граждан. Теперь, когда рынок перенасыщен товарами, а доходы россиян выросли, покупательские тенденции сдвинулись в сторону качественных показателей. К тому же формула «низкая цена = низкое качество» в условиях развитой конкуренции теряет свое универсальное применение. Товар может быть хорошим, оставаясь недорогим, а готовность людей переплачивать за него не всегда обусловлена объективными критериями.

Несмотря на это, у граждан России существуют свои покупательские привычки, которые сформировались на основе многих факторов, начиная от среднего уровня жизни в стране и заканчивая особенностями потребительской культуры.

Так, например, по данным Национального агентства финансовых исследований, большинство россиян (60–70%) не считает весомым аргументом для переплаты за товар экологичность его производства. При этом экологичность самих продуктов, особенно в продовольственном сегменте, является для жителей нашей страны приоритетной. 53% опрошенных заявили, что готовы переплачивать за продукты питания в случае их максимальной натуральности. А 51% респондентов выразили свою поддержку товарам, произведенным отечественными компаниями. Половина опрошенных старается делать выбор в пользу полезных для здоровья продуктов, и только 17% придают значение бренду.

Компании Profi Online Research и Qualitel Data Services провели исследование, опубликованное Институтом проблем предпринимательства, в котором выявили, на что в период экономического кризиса россияне готовы тратить больше, а на что — меньше.

Продовольственные товары

Как уже было сказано выше, жители России при покупке продуктов питания делают упор на их качество и отсутствие консервантов и прочих химических добавок.

Менее всего россияне склонны экономить на детских продовольственных товарах. Об этом заявили 73% опрошенных. Также для 39% наших сограждан кризис не является препятствием для отказа от фруктов, для 38% — от молочных продуктов и для 33% — от овощей. При этом за чай, кофе, крупы, приправы, макаронные изделия, яйца и консервы люди в России переплачивать не хотят. Что же касается дорогих продовольственных товаров (таких как икра или элитные кондитерские изделия), а также алкоголя, то около половины опрашиваемых заявили о готовности тратиться на эту группу товаров только в период праздников.

Непродовольственные товары

Из непродовольственных товаров россияне готовы переплачивать в основном за качественную обувь (30% опрошенных), парфюмерию и косметику (29%) и одежду (29%). Большинство же респондентов признались, что не видят веской причины, по которой они стали бы платить больше за товары непродовольственной группы при наличии более дешевых аналогов. Исключение составляют товары, приобретаемые в качестве подарков близким людям. В этом случае россияне не имеют привычки экономить и готовы потратиться.

Услуги

При покупке различного рода услуг наши сограждане опять же проявляют большую щедрость, когда дело касается детей. На частные медицинские услуги для своего ребенка не пожалеют денег 45% россиян, на его образование — 34%, а на страхование — 30%.

Что касается расходов «на себя», то 31% опрошенных заявили, что готовы тратить больше на услуги, связанные по уходу за собой (салоны красоты, парикмахерские), тогда как 30% респондентов признались, что не экономят при выборе бара или ресторана, особенно когда поводом для похода туда является празднование какой-нибудь значимой даты.

Не заслуживающими высоких затрат большинство россиян считают услуги по предоставлению сотовой связи и интернета, ремонту помещений, обслуживанию автомобилей, клинингу или банковского сектора.