Анна Жуковская
Анна Жуковская
26 января 2024

Угадывая тренды: кто такой трендвотчер и зачем он нужен вашему бизнесу

Прозорливость в бизнесе — одно из ключевых условий успеха. Успешная компания должна не только выпускать хороший продукт, но и смотреть в будущее, предугадывая желания потребителя. А еще лучше — создавать тренды самостоятельно. Но как это сделать?

По сути, для решения непростых задач предприниматель находит специалиста, который закрывает определенную потребность бизнеса. И, к счастью, даже на этот случай есть мастера своего дела. Их называют трендвотчеры. Они умеют анализировать тренды и прогнозировать, как те будут меняться в будущем. Разбираемся, для чего трендвотчер бизнесу и как самому приобрести подобные навыки.

Кто такой трендвотчер

Так называют специалиста, чья задача — на основе анализа изменений в научной, культурной, экономической, общественно-политической жизни делать прогнозы о том, что будет в тренде, как долго и какое влияние окажет на потребителя. Причем важно не только распознать тенденции, которые уже намечаются, но и предположить, что будет дальше, а также как бизнесу адаптироваться к изменениям. Например, использовать их для быстрого роста.

Трендвотчеры бывают разные: некоторые из них оценивают тенденции, возникающие во временном промежутке около трех лет, и стараются понять, как они повлияют на жизнь и деятельность компании в самом ближайшем будущем. Другие рассматривают период продолжительностью в 5-10 лет и стараются спрогнозировать возможные изменения на данный период. Такая информация помогает компаниям строить более длительные стратегии развития.

Тренды, в свою очередь, бывают краткосрочными (микротренды актуальны от 1 до 3 лет, тренды — от 3 до 10 лет) и долгосрочными (макротренды актуальны более 10 лет).

Распознать их специалисту помогают особые сигналы, которые он выявляет, изучая огромное количество информационных источников и проводя аналитику с использованием специальных сервисов. После проделанной работы он обычно разрабатывает и представляет несколько вариантов развития событий, на основании которых бизнес может корректировать свою деятельность.

Трендвотчеру важно:

  • Обладать навыками изучения огромного количества информации в СМИ, отчетах, социальных сетях, опросах, исследованиях и статистических данных. Сюда же входит коммуникация с экспертами и потребителями.
  • Уметь работать с инструментами аналитики данных.
  • Развивать критическое мышление и креативные способности. Первое позволяет делать правильные выводы на основе полученной информации, замечать закономерности и важные связи между событиями. Второе — мыслить на перспективу на основе полученных данных.
  • Обладать широким кругозором, непредвзятостью и качеством, которое на английском языке звучит как open-minded, то есть открытость.
  • Владеть навыком подготовки отчетности и прогнозов по итогу проделанной работы, а также предложений, как бизнесу использовать полученные данные.

Всегда ли прогнозы трендвотчера сбываются? Вовсе нет. Если изучить некоторые из них, опубликованные несколько лет назад, можно увидеть, что они не в полной мере реализовались. Однако прогноз зачастую способен помочь брендам выбрать вектор дальнейшего развития.

Чем трендвотчинг полезен для бизнеса

Все мы видим, как порой рекламные кампании брендов собирают негативную обратную связь аудитории. Часто так происходит как раз из-за того, что их контент противоречит тенденциям, которые существуют в обществе. Если бы компании заранее провели аналитику трендов, подобной реакции можно было бы избежать.


Поэтому многие крупные бренды используют трендвотчинг, чтобы оставаться конкурентоспособными и предлагать своим потребителям актуальный продукт. Трендвотчинг помогает:

  • Сохранять гибкость и быстро реагировать на изменения, корректировать при необходимости продукцию, сервис, внедрять современные технологии и адаптироваться под требования рынка.
  • Работать на опережение: прогнозы позволяют строить гипотезы о том, что будет нужно потребителям в дальнейшем. А значит, компания может предложить актуальный продукт до того, как его сделают остальные бренды.
  • Соответствовать ожиданиям потребителей: покупательское поведение и ожидания также трансформируются. И если учитывать данный фактор, проще понять, чего хотят клиенты.

Как стать трендвотчером

Данный специалист, по сути, работает на стыке таких дисциплин, как маркетинг и социология. Поэтому наличие подготовки по данным направлениям — преимущество. Если у вас в компании нет трендвотчера, но вы хотели бы сами развить данные навыки хотя бы на начальном уровне, важно делать следующее:

  1. Быть в курсе происходящего: выделите время, в течение которого вы будете регулярно изучать входящую информацию, имеющую отношение к вашему бизнесу. Читайте новости, смотрите результаты социологических опросов, данные исследований, в том числе зарубежных. Мониторьте социальные сети и заглядывайте в комментарии. Отслеживайте, какой контент собирает обратную связь и становится вирусным.
  2. Общайтесь со своими клиентами: лично в точках продаж, с помощью опросов аудитории узнавайте, что для них важно, а также что они ценят у вас и ваших конкурентов. За конкурентами тоже важно наблюдать.
  3. Поддерживайте связь с экспертами вашей отрасли и учитывайте их оценки.
  4. Используйте данные сервисов, анализирующих тренды: Trend Hunter, TrendWatching и т.д.
  5. Выключайте предвзятость: старайтесь видеть картину целиком, оценивать разные взгляды на ту или иную ситуацию.
  6. Применяйте полученную информацию в своем проекте: анализируйте бизнес-процессы и адаптируйте их под те тенденции, которые вам удалось отметить.

И не забывайте о том, что трендвотчинг — не единоразовая активность, а непрерывный процесс. И чем дольше вы в нём находитесь, тем точнее результаты вашей деятельности.

Основные тренды маркетинга в 2024 году

Команда мечты: инструкция по созданию отдела маркетинга в компании