Партнерский материал
Диана Малечева
Диана Малечева
14 декабря 2022

Поиграйте со шрифтами: почему бизнесу важна типографика

Мы привыкли открывать Word или Photoshop и видеть там предустановленные шрифты. Но стандартные Arial или Times New Roman не подходят для работы с брендом, и если нужно будет представить новый бизнес. Ведь шрифт — не просто красивые буквы, а язык, на котором бренд говорит с покупателями. Поэтому важно правильно его выбрать.

Как это сделать и сколько может стоить хороший шрифт — расскажет основатель словолитни «Шрифтовик» Тихон Резцов.

Тихон Резцов
Шрифтовой дизайнер

Почему вы решили заняться разработкой шрифтов?

Можно подумать, что шрифты довольно скучная штука. Особенно в наше время, когда уже все придумано до нас. Но это совершенно не так. Чем больше я изучал шрифты, тем яснее понимал — я могу представить свой, непохожий ни на что взгляд на шрифты и типографику.

Мне нравится видеть, как меняется кириллица, как в нее привносят что-то от каждого носителя и от мировой культуры. Я вижу будущее кириллицы как пан-культурный* феномен, собравший в себе все лучшее от языков мира: красоту грузинского, многообразие китайского и геометричность иврита.

Прим.редакции: Пан-культура рассматривает культуру с точки зрения ее силы и охвата. Например, исследователи называют христианство пан-культурой, так как она затрагивает разных людей независимо от их расового или этнического происхождения.

«Шрифтовик» — компания для распространения ваших шрифтов?

Это не просто шрифтовая студия, а команда энтузиастов, которые верят в то, что шрифты меняют мир. Мы экспериментируем с формами и смыслами, чтобы добиться не похожего ни на что результата. Мы помогаем молодым дизайнерам, которые не боятся экспериментов, создавать и распространять работы.

Существуют шрифты разных ценовых категорий. Из чего складывается их стоимость?

На стоимость влияет многое, в первую очередь имя автора. Бренд решает, как говорится. Чем дороже товар, тем элитнее его позиционирование.

Также за ценой скрывается немалый объем работы. Дизайнер придумывает шрифт, потом отрисовывает каждый символ. А их даже в самом простом шрифте не меньше полусотни: 26 базовых латинских букв, 33 кириллических, 10 цифр, знаки препинания. Еще строчные буквы, диакритика, дополнительные символы и расширенные языковые наборы. В крупных шрифтовых семействах доходит до нескольких тысяч символов.

Нужно понимать, что шрифт — такой же продукт как, например, кофе. Нас же не удивляет, что можно заказать крошечный эспрессо за 500 р или купить десяток пакетиков 3в1 за туже цену.

Как работают со шрифтами после отрисовки?

У нас в «Шрифтовике» готовый набор долго правят, настраивают кернинг, то есть расстояние между каждой парой букв. На этом этапе готов не шрифт, а только одно начертание. Если автор задумал разную толщину, наклоны, стили, то можно умножить все вышеперечисленное на Х часов труда.

Да, есть инструменты облегчающие процесс, но даже они упрощают работу лишь с частностями. Потом же все нужно протестировать: установку, поломки при экспорте, работоспособность на разных устройствах.

У нас над одним шрифтом работают 3-4 человека. И чем сложнее проект, чем больше у него начертаний, тем больше объем работы и, как следствие, выше цена.

Как бренду выбрать подходящий шрифт из всего многообразия?

Тут все зависит от задач и возможностей бренда. Можно найти качественные бесплатные шрифты. Но их часто создают как побочные проекты, а значит разработчик мог его не доделать набор символов, качество некоторых глифов или кернинг. Бесплатный шрифт, скорее всего, уже используют в разных проектах — это тоже стоит учитывать, бренд не будет оригинальным.

Платные шрифты стоят денег. Необязательно целое состояние, всегда можно найти и бюджетные варианты. Они обычно включают в себя расширенный набор символов, а также несколько начертаний и мультиязычную поддержку.

В целом шрифт, как и все остальные части бренда, нужно подбирать под свои задачи. Что он должен делать: кричать о важности или говорить по душам с покупателями. Можно вообще заказать собственный шрифт, в котором будет все необходимое для бизнеса. Его создают по техническому заданию, где расписаны все нюансы его применения.

Вы создавали шрифты на заказ?

Да, например, конце 2021 команда «Шрифтовик» совместно с бюро Burøgrafia Василия Бродовикова разработали авторский акцидентный шрифт для проекта «Заповедные Кварталы» в Нижнем Новгороде.

Он отсылает к написанию 19 века, но сохраняет лаконичность. Построение без засечек связывает старину и современность. Поэтому прохожим просто его заметить и прочитать написанное. Шрифт используют для событийных афиш, арт-плакатов и общего визуального стиля «Заповедных Кварталов».

Вы тоже можете заказать в «Шрифтовике» индивидуальный шрифт для любого проекта, будь то логотип, брендинг, плакат или веб-сайт. Или выбрать готовый вариант в каталоге.

Вместе с правами на использования вы получите весь набор шрифтовых файлов: otf, ttf, woff, woff2. Символы шрифта можно переводить в кривые и использовать в логотипах при покупке лицензии пакета М и выше.