Марат Бабаев
Марат Бабаев
29 июля 2020

Почему так много успешных предпринимателей были ужасными студентами

Что общего у Стива Джобса, Марка Цукерберга, Эвана Шпигеля и Билла Гейтса, кроме того, что все они смогли заработать многомиллиардное состояние? Из недвусмысленного заглавия статьи ответ напрашивается сам собой: каждый из них однажды бросил учебу в университете и отправился закладывать фундамент своей бизнес-империи. Разумеется, данный биографический алгоритм повторило множество других предпринимателей по всему миру. Стоит ли говорить, что самый успешный бизнесмен и первый долларовый миллиардер в истории Джон Рокфеллер также отказался от учебы в колледже, дальновидно предположив, что за пределами учебного кампуса будущий нефтемагнат сможет добиться гораздо больших результатов.

Сегодня мы решили препарировать многолетнюю тенденцию, разрывающую связь между хорошей учебой и карьерным успехом, и понять, почему великие предприниматели так часто оказываются совершенно ужасными учениками.

Система обучения

В каждой стране существует своя система среднего и высшего образования. Но независимо от географического контекста, все они объединены общими проблемами — теоретической базой обучения и количественной оценкой результата. И хоть высшее образование ориентировано на получение определенной профессии, его методика по своему принципу мало чем отличается от среднего.

К сожалению, как в школе, так и в университете или колледже теория остается флагманским направлением практически любой учебной программы. Концепцию предмета студент вынужден постигать сквозь поверхностный слой текстового материала: вместо практики — сухой офсет учебников, вместо действий — монотонные лекции преподавателя. И не то чтобы теория была не нужна вовсе. Напротив, как в учебе, так и в бизнесе без теоретической части не обходится ни одно успешное предприятие. Просто для человека с предпринимательским запалом эффективность теории если и возможна, то только вкупе с ее «осязаемой» стороной. В противном случае мы получаем то, что есть сейчас: больше разговоров и меньше действий.

И если будущий предприниматель готов смириться с отсутствием практики в учебном процессе, успешно компенсируя ее своим свободным временем, то принять за истину балльную систему оценок он никак не может. Будучи прагматиком, бизнесмен чаще всего мотивируется осязаемыми результатами. Но традиционное образование в качестве этого результата предлагает лишь цифры на бумаге, фиксируя формальный прогресс вместо материального. А поскольку успех для предпринимателя выражается не только достижением цели, но и ее полезностью, количественная оценка деятельности (вместо качественной) вряд ли способна его удовлетворить.

Новаторство и лень

Одна из вещей, которая определяет успех предпринимателя, — это гибкость его ума. То, что ценится в конкурентной среде бизнеса (умение обходить углы ради получения результата), в закостенелой образовательной программе воспринимается как признак лени.

Лень вообще можно назвать одной из главных черт предпринимателя, но исключительно в ее положительной коннотации. Знаменитая фраза Стива Джобса о том, что «работать нужно не по 12 часов, а с умом», которая охотно эксплуатируется чуть ли не каждым вторым бизнес-тренером, органично указывает на верховенство цели над процессом, качества — над количеством. И если рассматривать лень не как синоним пассивности, а как инструмент рабочей оптимизации, то в сочетании с новаторством мы получаем силу предпринимательского мышления.

Для бизнеса главной целью является хороший результат. Какими средствами — это уже другой вопрос. Но учитывая концентрированный эффект творческой работы, неудивительно, что предприниматель предпочтет сделать быстро, но качественно. И пусть креативность часто по достоинству оценивается в рамках учебного заведения, данный подход несколько противоречит традиционной системе образования, бюрократизм и формализм которой вознаграждает ученика больше за его старания, а не за результат.

Индивидуальность

Последним фактором, объясняющим «несовместимость» успешных предпринимателей с учебой, можно назвать их индивидуальность. Любое образовательное учреждение имеет свой социальный контекст, который укладывается в правила поведения и учебную дисциплину вуза. Хороший студент должен вписываться в этот контекст. Но давайте будем честными: как много великих открытий было достигнуто благодаря следованию общему течению? В основе большого успеха зачастую лежит бунтарских дух, преломляющий шаблоны и развенчивающий страхи. А на это зачастую способны лишь люди с индивидуальным стилем мышления, который не очень хорошо вписывается в стандартизированную программу обучения.

Плохая успеваемость, посредственность, отсутствие дисциплины — это не те вещи, которые у большинства из нас ассоциируются с успехом. Но приравнивать путь Стива Джобса или Марка Цукерберга к неудаче, только потому что они были плохими студентами, так же бессмысленно, как получить диплом, не имея никаких знаний. Хороший предприниматель видит мир шире, а потому велика вероятность, что он, распознав перспективу за узкими пределами своего учебного заведения, захочет его покинуть.

Почему опыт работы больше не имеет значения