Марат Бабаев
Автор:
Марат Бабаев
27 декабря 2019

Плюсы ведения малого бизнеса в России

На фоне рецессии, посягательств на суверенитет крупного бизнеса и витающего на протяжении последних пяти лет в воздухе ощущения безнадеги, в России бизнес продолжает развиваться. Пока крупные инвесторы скептически пожимают плечами, сетуя на шаткость правовой системы, малое предпринимательство набирает обороты, пытаясь компенсировать утраченные десятилетия расцвета мирового капитализма.

Но именно отроческая незрелость российского рынка является его главым преимуществом. В России есть больше пространств для бизнес-маневров, отечественный потребитель менее искушен, чем западный, и, наконец, российский предприниматель, находясь в хвосте международных трендов, имеет редкую возможность заимствовать уже испытанные глобальным спросом отрасли. Но это все теория. О практических преимуществах ведения бизнеса в России гораздо лучше расскажут люди, столкнувшиеся с ними лично. Hussle собрал несколько таких высказываний и убедился: в России малый бизнес делать можно — не всегда легко, но можно.

Александр Де Фрейтас Фариа
Генеральный директор клуба боевых искусств и фитнеса Ludus Dome

«‎В России многие ниши пока свободны»

Многие ниши на российском рынке до сих пор остаются свободными или недостаточно развитыми, и спрос на их продукт еще не до конца сформирован. Это увеличивает шансы на успех начинающего предпринимателя. Он обладает большим временем для тестирования гипотез и шлифовки стратегии, с помощью которой будет развивать свой бизнес. Возьмем ту же сферу фитнеса. Несмотря на стремительно растущее количество спортивных клубов с разными направлениями и ценами на клубные карты, на постоянной основе услугами фитнеса пользуются около 10% москвичей. А это значит, что есть простор для создания нового формата, который в перспективе может стать драйвером развития рынка. Пример: наш клуб Ludus Dome, где мы соединяем фитнес с профессиональными боевыми искусствами и практикуем научный подход к тренировкам для достижения наилучших результатов.

«‎Вы можете заимствовать успешную западную бизнес-модель»

Отсюда вытекает второе преимущество ведения бизнеса в России: вы можете взять успешную западную бизнес-модель, адаптировать ее для российского рынка и стать новатором в своей отрасли. Когда я начал свой бизнес в России с секции боевых искусств, моей целью было открытие многофункционального клуба, где бойцы нашей команды смогут прокачивать свои физические характеристики. Такая модель популярна в Бразилии, где на базе школ бразильского джиу-джитсу существуют тренировочные кэмпы, сочетающие в себе занятия грэпплингом и функциональные тренировки. Сейчас для изучения бизнес-моделей под руководством западных экспертов даже не обязательно ехать за границу, хотя такой способ обучения и стал относительно доступным. Стремительно растет количество обучающих площадок, которые предлагают курсы, основанные на иностранных методиках со всевозможными лайфхаками по ведению бизнеса. Изучите несколько (десятков) кейсов из интересующей вас сферы деятельности, отберите самые действенные стратегии, запаситесь специалистами и терпением, и вперед — к месту в списке Forbes, мишленовским звездам, нобелевской премии или любой другой цели.

«‎Культурные традиции способствуют развитию нетворкинга»

В российской культуре нет четкого разделения на деловые и личные отношения — эти две сферы часто пересекаются. Русские легко открывают совместный бизнес с другом или родственником, что неплохо по нескольким причинам: 1) многие процессы не требуют длительных согласований и бесконечного подписывания бумаг; 2) такое партнерство отличается большим запасом доверия к предлагаемым действиям; 3) среди знакомых можно найти нужных специалистов, которые будут готовы вложить свои силы не столько из-за потенциальной прибыли, сколько из-за веры в ваш проект. Лично мне такое смешение ролей не близко, но я вижу, что это работает для многих российских стартапов.

Виктория Печенкина

Виктория Печенкина
Основатель и генеральный директор компании JSPTravel

«‎У нас есть большие возможности для профессионального роста»

Мой личный опыт позволяет сравнить бизнес в России с Европой и Америкой, где я успела пожить. Главное преимущество у нас — большие возможности и скорость. В России нет такого насыщения рынка, есть определенный голод в части реализации классных идей, интересных продуктов — все это дает огромные возможности для заработка. Конечно, при условии, что вы верно построили бизнес-модель, эффективно осуществляете управление, уделяете внимание операционным процессам и тем областям, которые определяют ваше конкурентное преимущество. Кроме того, в России появились дополнительные возможности для личностного развития предпринимателей. Относительно доступное образование, наличие всевозможных бизнес-тренингов, курсов — предпосылок для профессионального обучения в нашей стране очень много. Бизнес-форумы, которые проводятся в России ежегодно и на высоком уровне, доказывают, что к отечественному рынку есть интерес со стороны зарубежных партнеров. Создается все больше профильных клубов — таких, например, как «Атланты», которые проводят собрания, интенсивы для совместного общения и роста.

Валерий Мизулин
Генеральный директор консалтинговой компании Odeon Consalt

«‎Дешевое производство делает отечественную продукцию востребованной на мировом рынке»

Пожалуй, одно из главных преимуществ российского бизнеса лежит там, где его никто не видит: падение рубля. Безусловно, кризис последних лет сильно ударил не только по инфраструктуре бизнеса, но и по всей экономике в целом. Тем не менее он же открыл дорогу для выгодного экспорта. Подешевевшая отечественная валюта делает российские товары более конкурентоспособными на международном рынке. Если в производстве не задействованы импортные материалы, то конечная цена продукта за рубежом будет выше, чем была раньше. А это может не только сделать отечественные товары более востребованными во всем мире, но и положительно отразиться на конкуренции внутри страны. Выход на зарубежный рынок вынуждает более тщательно заботиться о качестве продукта, подходить к производству в соответствии с технологическими трендами. Это, в свою очередь, способно увеличить эффективность и других российских предприятий, которые не захотят отставать от новой рыночной конъюнктуры. Таким образом, отечественные товары будут ориентированными не только на зарубежного потребителя, но и на местного, в результате чего выиграют все. В конце концов, в эпоху нестабильности на плаву остаются лишь те, кто готов предложить что-то большее.