Анна Жуковская
Анна Жуковская
16 апреля 2024

Питч-презентация: для чего этот инструмент нужен вашему бизнесу

Когда разработчик горит идеей своего проекта, ему хочется говорить о нем много и долго, однако потенциальный инвестор или руководитель, которые «дают добро» на работу, едва ли расположены слушать. Чтобы презентовать идею коротко и по существу, используют питч — далее в материале говорим об особенностях и способах его подготовки.

Зачем нужен питч

Заинтересовать и не загрузить — две ключевые характеристики данного формата, который представляет собой емкую и быструю презентацию потенциально перспективной для реализации идеи руководителю или инвестору. Чаще всего понятие используется в контексте именно поиска людей, готовых вложиться в проект, однако подобный формат применим и в других ситуациях, например если необходимо найти партнера, заручиться поддержкой начальника или команды.

Предположим, вы управляете отделом продаж и понимаете, что большинство клиентов «сливаются» в тот момент, когда менеджеры не могут оперативно предложить им продукт, отвечающий потребностям. Исправить проблему помогло бы усовершенствование CRM-системы, с помощью которого сотрудники быстрее бы могли подгружать историю взаимодействия с покупателями и озвучивать решения, отвечающие их запросам. Если компания располагает бюджетом, такой вариант событий возможен, но чтобы это понять, проект нужно обсудить с руководителем. Потребуется собрать аналитику, продумать план работы и предполагаемые результаты, а построить продуктивный разговор с начальством позволит питч. С его помощью можно обозначить проблему, показать пути решения, выгоду в цифрах и, если проект заинтересует руководителя, приступать к обсуждению деталей.

Питчи принято разделять на три вида:

  1. Elevator pitch — самый короткий формат презентации, занимающий буквально минуту, отсюда и название: важно рассказать всю суть за тот временной промежуток, который заняла бы поездка в лифте. Если удалось завладеть вниманием второй стороны, у беседы будет продолжение — если нет, придется уйти ни с чем. Чаще всего такой формат пригодится, когда нужно коротко обозначить суть вопроса, выдвигаемого на обсуждение, руководителю или на встрече, где инвесторы отбирают потенциально перспективные проекты.
  2. Idea pitch обычно длиннее, он приветствуется в тех ситуациях, когда вы презентуете проект наравне с кем-то еще. Вроде есть возможность и время высказаться, но мыслью по древу все равно лучше не растекаться.
  3. Funding pitch подойдет, когда стоит задача познакомить с проектом тех, кто о нем уже что-то слышал, и начинается более предметное обсуждение — например сколько средств потребуется, как будет строиться работа, какая потребуется команда и что за результаты получатся на выходе. На такой питч можно выделить до десяти минут, а в результате выступления важно донести мысль о преимуществах, которые принесет компании или инвестору реализация представленной идеи.

Как подготовить питч: структура и ключевые блоки

Основные аспекты, про которые нужно помнить при подготовке к выступлению, — использовать цифры и конкретику. Избегайте размытых формулировок, обращайтесь к конкретным данным, касающимся проведенных исследований, необходимого объема инвестиций в проект, сроков окупаемости и т. д.

В зависимости от категории презентации, питчи отличаются наполнением и продолжительностью, но в целом структура будет плюс-минус одинаковой.

Разберем ее на примере: допустим, у вас появилась идея создания компании по доставке готовых букетов доступного ценового сегмента. Вы провели исследование, которое помогло выявить, что клиентам хотелось бы чаще покупать цветы в подарок близким и себе, не тратя при этом большого количества денег и времени на их выбор. В результате вы решили открыть магазин с пятью популярными позициями, стоимость каждой из которых — от 800 до 2000 рублей. Их нельзя менять, но на такие цветы большой спрос в большинстве салонов флористики, а за счет оптимизации закупок можно снизить стоимость каждой позиции. Нужно привлечь средства на оборудование помещения, персонал, разработку мобильного приложения и приобретение первого объема товаров — цветов, упаковочных материалов и т. д.

Презентация по такому проекту могла бы выглядеть следующим образом:

  • Блок, обозначающий проблему, которой посвящен проект.

Мы провели исследование и выяснили, что 80% людей, покупающих цветы, хотели бы делать это чаще, приобретая более доступные позиции.

  • Блок с ключевым решением выявленной в исследовании проблемы.

Мы хотим открыть компанию по доставке готовых букетов, стоимость которых будет от 800 до 2000 рублей. Их состав и оформление нельзя изменить, но это наиболее популярные позиции на рынке.

  • Блок с описанием преимуществ вашей идеи.

Сейчас на рынке нет подобных компаний, а благодаря приложению мы сделаем заказ цветов удобным и доступным процессом.

  • Блок с перечислением того, что уже сделано.

Мы провели исследования, разработали прототип приложения и готовы приступить к работе в ближайшее время.

  • Блок с описанием выгоды от сотрудничества.

По нашим подсчетам, на развитие проекта потребуется энное количество средств, а окупаемость проекта — около полугода.

  • Блок с предложением о сотрудничестве.

Чтобы стартануть, нам необходимо энное количество средств, после того, как мы выйдем в плюс, ваша прибыль составит энный процент от общей выручки компании.

Завершение презентации.

Тут важно либо задать вопрос, который позволит получить обратную связь, например если вы презентуете проект руководству, либо попросить связаться с вами потенциально заинтересованного инвестора, предварительно оставив свои контакты.

Тонкости выбора формы налогообложения для ИП

«Не уйти в минус»: что такое точка безубыточности в бизнесе