Анна Жуковская
Анна Жуковская
15 марта 2024

Неустойка в бизнесе: в каких случаях предусмотрена и как ее правильно рассчитать

Ведение любого бизнеса сопряжено с рисками. Например, один из них связан с недобросовестными партнерами, которые не выполняют обязательства, прописанные в договоре. Такие обстоятельства, как правило, приводят к сложностям в работе компании и способны даже обернуться убытками. Как в подобных ситуациях может помочь механизм неустойки, почему важно ее предусматривать в начале сотрудничества и как взыскать в случае необходимости, рассмотрим в данном материале.

Как и когда работает неустойка

Бизнес-процессы многих компаний включают в себя работу с другими организациями, которые берут на себя определенные обязательства и оказывают предприятию услуги. От качества и своевременности выполнения таких обязательств во многом зависят конечный результат и прибыль.

Например, сеть ресторанов запускает новое заведение и заказывает мебель у одного из производителей. Дата открытия назначена, ремонт выполнен, дело осталось за столами, стульями, барной стойкой. Однако контрагент за два дня до оговоренного в договоре срока сдачи готовой работы говорит, что выполнить вовремя заказ не получится, придется подождать еще минимум две недели. Если обстоятельства действительно сложатся таким образом, то может возникнуть проблема. Например, открытие ресторана придется перенести или же понадобится срочно искать готовую мебель в другом месте. То есть компания-заказчик, вероятно, потерпит убытки. Более того, если срок исполнения обязательств по договору перенесется еще раз, то размер финансовых потерь может вырасти.

В таком случае компания, у которой сеть ресторанов, вправе потребовать у подрядчика выплату неустойки. Особенно если она была обозначена в договоре. Причем доказывать, что из-за нарушения обязательств организация понесла убытки, в данном случае не нужно. Согласно Гражданскому кодексу РФ, неустойкой считается сумма денег, установленная законом или договором, которую должник выплачивает кредитору, если не выполнил свои обязательства.

Например:

  • Оказал услуги ненадлежащим образом. Скажем, их качество, которое было заявлено на старте сотрудничества, не соответствует оговоренному.
  • Нарушил сроки выполнения работ, прописанные в договоре. Допустим, просрочил поставку товара или позднее оказал услугу.
  • Задержал оплату или вовремя не предоставил необходимые рабочие документы.

Неустойки бывают разные

В идеале каждый договор должен содержать четкое описание обстоятельств, нарушение которых будет «наказываться» неустойкой. А также критерии, указывающие на несоблюдение договорённостей, размер и тип неустойки. Все нюансы сторонам важно обсудить в начале сотрудничества, чтобы избежать трудностей в случае неисполнения обязательств.
Как правило, размер и формат выплаты определяются именно оговоренным на старте способом.

Например, с «нарушителя» можно потребовать заплатить процент от общей стоимость сделки, то есть пеню. Часто так происходит, когда он не выдерживает сроки. Как в примере с рестораном, которому вовремя не изготовили мебель. Или можно прописать в договоре конкретную фиксированную сумму, которую сторона, невыполнившая обязательства, вынуждена будет выплатить второй. В каких-то случаях указывают и то, и другое.

Кстати говоря, некоторые виды неустоек должнику придется выплачивать даже в том случае, если они не были прописаны в договоре. Они называются законными, определены и перечислены в статье 332 ГК РФ.

Однако бывают и такие ситуации, когда одна из сторон не выполнила обязательства по причине, которая от нее не зависит. В таком случае штрафов за подобное нарушение не предусмотрено.
Еще неустойки отличаются друг от друга за счет «наполнения» выплат. Так как, например, могут включать в себя возмещение ущерба и штраф или оплату только указанной в договоре суммы «наказания». Кроме того, в некоторых случаях нарушитель может сам решить, как именно действовать в сложившейся ситуации. Если соглашение предусматривает такой вариант.

Как получить неустойку

Если одна из сторон, договорившихся о сотрудничестве, нарушила условия данного соглашения, заказчику необходимо рассчитать размер неустойки. Затем отправить соответствующие документы второй стороне. То есть попытаться договориться самостоятельно.

  • В первую очередь при возникновении проблемы компания, которой не оказали в указанный срок услуги в должном объеме и качестве, должна определить сумму штрафа. Если размер неустойки фиксированный, он прописывается изначально. А вот пени обычно определяются по формуле, в которой учитываются общая сумма договора, количество дней просрочки и процентная ставка. Обычно размер рассчитывается, начиная с момента нарушения обязательств и вплоть до того дня, пока они не будут реализованы.
  • Далее нужно подготовить документы, которые подтверждают, что вторая сторона не выполнила условия договора. И отправить их адресату. Если нарушитель соглашается оплатить неустойку, ситуация считается урегулированной в досудебном порядке. Если нет, можно обратиться в суд.
  • Судебное разбирательство проходит после того, как компания, требующая неустойку, направила исковое заявление и пакет подтверждающих документов. После того как будут рассмотрены аргументы участников ситуации и факты, можно ждать окончательного решения.

5 ошибок, из-за которых ваш бизнес может быть оштрафован

Налоговые риски, с которыми может столкнуться бизнес