Анна Жуковская
Анна Жуковская
22 марта 2024

На чём компаниям можно и нельзя экономить в кризисных ситуациях

Практически каждая компания в тот или иной момент своего существования переживает кризисный период. В некоторых ситуациях он связан с внешними факторами, в других — с внутренними. И один из первых вопросов для управленцев в этот момент: на чём можно сэкономить? Поговорим о том, какие расходы можно минимизировать без особого риска для компании, а какие не стоить урезать.

Кризисы бывают разные

На стабильность бизнеса влияют разные факторы. Соответственно, существует множество причин, которые могут спровоцировать кризисную ситуацию в жизни компании. То есть изменения в организации, вследствие которых внутренние процессы претерпевают корректировки, а будущее оказывается под вопросом и зависит от того, удастся ли бизнесу справиться со сложившейся в проекте обстановкой.

Ключевыми причинами кризиса обычно считаются:

  • Внешние факторы. Например, экономический кризис, в результате которого могут происходить корректировки в части поставок расходных материалов для производства, отношений с партнерами, каналов сбыта продукции.
  • Изменения в системе управления компанией. Например, если у нее несколько собственников или текущий владелец сменил формат руководства организацией, вследствие чего возникли трудности.
  • Проблемы во взаимоотношениях между сотрудниками компании. Допустим, токсичная атмосфера в коллективе, нездоровая конкуренция, сложности в коммуникации между линейным персоналом и руководящим. И данные трудности не удается урегулировать длительное время.
  • Проблемы в производственном процессе. Например, отсутствие у компании ресурсов для работы на современном оборудовании, невозможность или неготовность производить продукцию, соответствующую требованиям рынка и запросам потребителей.
  • Одна из очевидных причин — финансовые трудности, вызванные падением продаж.

Для прогнозирования возможных рисков, которые угрожают компании в результате влияния на ее деятельность вышеназванных причин, необходимо использовать возможности риск-менеджмента. Он позволяет своевременно принять меры по устранению возникших проблем. Один из примеров спасительных инициатив — сокращение расходов. Самое важное — экономить на том, что не является критичным для деятельности бизнеса в перспективе, и урезать траты таким образом, чтобы не нанести ему еще больший ущерб.

На чём можно экономить

  1. Заработная плата сотрудников при условии, что СОРАЗМЕРНО сокращается объем их нагрузки, количество выполняемых обязанностей. Например, когда в связи с изменениями организационных и технологических условий труда меняется и время, которое затрачивает специалист на выполнение своих обязанностей. Но всё же стоит помнить, что это крайняя мера, так как многих работников компании интересует ЗП, которая позволяет им поддерживать комфортный уровень жизни, а не уменьшение времени трудового дня.
  2. Помещение. Можно сменить офис, перевести сотрудников на удаленный формат (хотя бы часть коллектива) или сделать гибридный график, чтобы уменьшить площадь арендуемого помещения и, соответственно, снизить плату за него, в отдельных случаях расходы на оборудование рабочего места. Подобные изменения обязательно фиксируются в договоре о трудоустройстве.
  3. Различные внутренние расходы: исключить «чай с печеньками» для сотрудников, перейти на электронный документооборот, снизить траты на канцелярские принадлежности и бумагу для печати внутренних документов. Некоторые компании начинают экономить на корпоративных мероприятиях и обучении. Однако тут стоит тщательно взвесить все за и против, потому что данные факторы влияют на атмосферу в коллективе и лояльность сотрудников.

Какие расходы бизнесу не стоит урезать

  1. Маркетинг и реклама. На самом деле многие предприниматели полагают, что в кризисные для компании периоды на них стоит экономить в первую очередь. Но это не совсем так. Эксперты говорят о том, что сначала необходимо тщательно взвесить за и против и скорректировать бюджет на рекламу таким образом, чтобы не нанести бизнесу урон. Возможно, стоит изменить каналы коммуникации с клиентами, площадки для размещения, рекламные предложения и саму стратегию. Однако важно помнить, что цель маркетинга — продажи и новые покупатели. Поэтому отказываться от данной статьи расходов полностью может быть чревато для компании.
  2. Продукт. Качество оказываемых услуг или производимой продукции напрямую влияет на продажи и лояльность потребителей. Поэтому важнее смотреть в сторону сокращения издержек на производство. Например, перейти на более экономичный вариант упаковки товара. В противном случае клиенты будут искать более подходящую альтернативу и постепенно перейдут к конкурентам.
  3. Сервис. Это еще один важный гарант долгосрочного сотрудничества с потребителями. Чтобы покупатели оставались с брендом надолго, важно обеспечивать качественную поддержку, удобную логистику, вовремя предоставлять обратную связь, поддерживать работу программ лояльности, использовать сервисы, которые помогают клиентам легко и комфортно заказывать и пользоваться продукцией.

Для чего нужны локальные нормативные акты компании

Человекоцентричность в бизнесе