Партнерский материал
Виктория Шевченко
Виктория Шевченко
15 февраля 2023

Международная логистика в условиях санкций: как оптимизировать процесс и не потерять деньги

Логистический кризис начался еще во время пандемии: закрытие международных границ и ковидные ограничения серьезно повлияли на всех игроков рынка. В 2022 году российские аналитики ожидали восстановительного роста, однако сфера столкнулась с новым вызовом: внешнеполитической обстановкой и введением санкций.

Для предпринимателей такое положение обернулось крупными финансовыми потерями, приостановкой работы бизнеса и даже его полной ликвидацией. Вместе с компанией General Import мы разобрались, как выстраивать международную логистику в новых условиях и при этом не потерять деньги.

Оптимизация как тренд и поворот на Восток

В 2022 году вендоры столкнулись со стремительным уходом западного бизнеса с рынка логистических услуг. Бизнес оказался отрезан от традиционных маршрутов и схем: из-за отключения SWIFT стал невозможен безналичный расчет, в марте от сотрудничества с Россией отказалась компания Maersk – крупнейший в мире контейнерный оператор, позже ее примеру последовали CMA CGM и MSC. Осенью для грузоперевозок закрылись европейские границы. Символом года стала неопределенность: ситуация развивалась динамично, и горизонт планирования сокращался буквально до нескольких дней.

Одной из самых выгодных стратегий выживания для компаний оказалась оптимизация: поиск альтернативных маршрутов и их тщательный анализ, сокращение издержек, изменение стратегий закупок, заключение контрактов с новыми поставщиками.

Мы поговорили с экспертом компании General Import о том, какие тренды наметил минувший год:

— Сегодня мы видим переориентацию логистики с запада на восток. К марту 2022 года все порты западного региона страны были подвержены блокировке санкциями, от чего произошла глобальная перестройка логистических маршрутов для российского бизнеса. Первое, что произошло в марте-апреле прошлого года, — это возврат контейнерного оборудования санкционных линий. Это упростило работу морских терминалов Дальнего Востока вплоть до наступления зимы, когда обороты объема перевозимого груза растут.

После этого произошел сдвиг в перевозках: по прямому ЖД-сообщению из Китая объем увеличился втрое. Также в 2022 году случился значительный рост объема импорта из Юго-Восточной Азии через порты Дальнего Востока. Только из Китая объем возрос на 26%. Бизнесмены знали, как не потерять то, над чем они работали долгие годы: переакцентировали свое отношение к Китаю, к Индии, откуда начали вести металлы. Поменялось отношение к Вьетнаму, откуда так же увеличилось количество перевозок, и множеству других стран Юго-Восточной Азии.

Оптимальные способы доставки международных грузов под санкциями

Оправившись от шока, рынок начал активно подстраиваться под изменившиеся условия: обозначились новые транспортные схемы и маршруты, которые позволяют оптимизировать перевозки и обойти санкции. Так, поставки на Северо-Западном направлении все еще возможны, хотя и осложняются логистическими «крюками». Для автомобильной доставки грузов в ЕС приходится организовывать перецепку или перепогрузку фур на границе с Беларусью либо осуществлять пререгистрацию авто в странах, транспортное сообщение с которыми не ограничено в Европе – например, в Узбекистане.

Доставку по воде также удалось отладить: Турция стала одним из самых популярных транзитных направлений для перевозки морских грузов из ЕС. Задействуются схемы реэкспорта с переоформлением груза в портах: товары перегружают на другие суда и доставляют в Россию.

Интенсивно развивается транспортный коридор «Север — Юг»: грузопоток проходит через территории Ирана, Азербайджана, Туркменистана и Казахстана. Это открыло возможности для быстрого импорта из Индии. Для доставки из стран Юго-Восточной Азии используется транзит через территорию Китая – как железнодорожный, так и автомобильный – по новому мосту в Благовещенске.

Актуальной проблемой остаются сроки: из-за высокого спроса и возросшей нагрузки на логистические пути приходится закладывать дополнительное время на доставку. В этой связи компании все чаще стали использовать мультимодальные перевозки – доставку груза двумя и более видами транспорта. В основном она подразумевает под собой конструкцию «‎Море+ЖД+Авто», но возможны и другие комбинации. Это позволяет не только ускорить доставку, но также сократить издержки и найти оптимальный маршрут, когда нет возможностей для прямых поставок.

Если рассматривать преимущества мультимодальной схемы на примере импорта из Китая, то разница налицо: доставка осуществляется сначала на автомобиле, а затем поездом. Сроки мультимодальной транспортировки составляют 15-18 дней, в то время как доставка автотранспортом занимает около 25-28 дней, а ЖД-перевозка – от 16 до 21 дня в зависимости от маршрута.

Так как схему мультимодальной перевозки грузов сложно организовать самостоятельно, то важным моментом является выбор компетентной и опытной логистической компании. От профессионализма ее сотрудников во многом зависит весь процесс доставки груза, его скорость, экономичность и безопасность.

Как составить план оптимизации логистики и что в него включить

Оптимизация логистики включает в себя пересборку бизнес-процессов. Составление плана оптимизации позволяет проанализировать денежный оборот предприятия и увеличить эффективность работы при снижении издержек. Это индивидуальный процесс, но он всегда затрагивает основные функциональные области логистики – закупки, работу складов и транспортировку.

Оптимизация закупок

При анализе закупок необходимо учесть, сколько времени тратится на доставку товаров, как заполняется склад и как быстро он пустеет. Процессы поставки и отгрузки должны быть четко синхронизированы, чтобы избежать простоя и образования неликвида. Также рекомендуем диверсифицировать закупки: выбрать нескольких поставщиков, чтобы снизить риск недоставки товара, брака продукции и задержек.

Оптимизация склада

Затраты на содержание и логистику складов так же необходимо пересмотреть. Причины повышенных расходов на работу склада – неэффективное использование помещений, простой товара из-за проблем с оборотностью, ошибки сотрудников. Сократить издержки поможет внедрение автоматизации учета и «безлюдных» технологий, увеличение плотности хранения за счет переоборудования склада и качественного использования всего объема площади.

Еще один хороший вариант — складской аутсорс. Он подразумевает передачу функций хранения и выдачи товара другой фирме. Благодаря этому способу значительно сокращаются затраты на обслуживание склада.

Оптимизация транспортировки

Сократить издержки на транспортировку поможет General Import. Компания работает со странами азиатского-тихоокеанского региона, оказывает логистические услуги, осуществляет таможенное оформление грузов и дает экспертные консультации по организации международных перевозок.

Эксперты компании изучат ваши логистические процессы и предложат варианты оптимизации. Срок обработки запроса – не больше суток. С General Import вы сможете рассмотреть самые выгодные кейсы по цене и времени перевозки, легально и быстро оформить и доставить груз при минимальных издержках.

General Import на рынке более 10 лет – специалисты учтут все тонкости вашей работы: расскажут, как не попасть на рейд в порту прибытия и через какой терминал отгружать контейнеры по ЖД, чтобы они не попадали на долгосрочное хранение.

Выбирая General Import, вы можете быть уверены в результате. Это эффективные комплексные решения для серьезного бизнеса.