Многие новые сотрудники приступают к работе весьма воодушевленными. Однако нередко спустя время запал снижается. Повседневные задачи перестают вдохновлять, а мотивация трудиться над их решением сильно падает.
Специалисты по управлению персоналом говорят, что основная причина такого поведения — ошибки, совершаемые руководителями компаний. Как управленцам повышать мотивацию сотрудников и вдохновлять их, разберемся в нашей статье.
Причина и следствие
Если проанализировать данные разных исследований рынка труда, можно обнаружить, что в большинстве случаев сотрудники теряют интерес к своей деятельности по двум причинам.
1. Они не чувствуют собственную ценность в данной компании. Руководство не учитывает их мнение и не интересуется им. А развитие и профессиональный рост считается личным делом каждого.
2. Рабочий процесс построен таким образом, что выполнение поставленных задач выматывает. При этом вознаграждение зачастую не соответствует затраченным усилиям. Довольно часто в результате сотрудники сталкиваются с проблемой выгорания.
Последний пункт подтверждают цифры: по данным ВЦИОМ, которые были опубликованы в октябре 2023 года, на уровень мотивации персонала действительно сильно влияет заработная плата. Об этом упомянули 45% опрошенных. Они отметили, что работали бы лучше, если бы уровень дохода стал выше. А 20% респондентов заявили о том, что их более эффективной работе поспособствовало бы обновление оборудования.
В одной из публикаций Working Knowledge (Harvard Business School) было отмечено, что для большинства сотрудников в работе важна реализациях трех целей.
- Возможность гордиться своими результатами и компанией.
- Признание и справедливое отношение по части оплаты труда, бонусов и социальных гарантий.
- Хорошие отношения в рабочем коллективе.
Все три компонента являются обязательными и не исключают друг друга. Именно они позволяют сотрудникам чувствовать свою значимость в организации и поддерживать рабочий процесс на должном уровне. Так как же руководители компании и HR-менеджеры могут повлиять на реализацию важных для сотрудников ценностей?
Обратная связь и признание
1. Не забывайте благодарить сотрудников за их результаты и не думайте о том, что если человек получает заработную плату, то этого достаточно. Тем более негативная обратная связь в сторону работников для большинства управленцев — совершенно нормальная практика. Старайтесь не только критиковать, но и отмечать любые достижения ваших подчиненных: необязательно материально, словесная благодарность также очень важна.
Для реализации этой задачи можно выбрать подходящий формат, в том числе творческий: например, в фильме «Стажер» в компании «Ателье Остин» было принято звонить в специальный колокольчик, когда кто-то из команды делал что-то важное или случалось знаковое событие. Нечто подобное помогает людям чувствовать ценность их личного вклада в общее дело.
2. Спрашивайте сотрудников, в чём они нуждаются и чего им не хватает в рабочем процессе и коллективе, что, по их мнению, можно улучшить. Например, с помощью опросов. Люди ценят желание руководства получить честную обратную связь и увидеть, что проблемы, о которых они говорят, действительно решаются. Кроме того, такой подход позволит вам увидеть деятельность фирмы изнутри, работать над ошибками и совершенствовать производственный процесс.
3. Время от времени общайтесь с сотрудниками лично, а не только в формате групповых собраний и совещаний: заинтересованность HR-специалиста и руководителя в жизни и карьере работников напрямую влияет на их уровень мотивации.
4. Сформулируйте миссию компании и старайтесь доносить ее до каждого сотрудника: ощущение причастности к общему делу влияет на общий уровень продуктивности.
Управление рабочим процессом
1. Старайтесь понятно объяснять сотрудникам суть поставленной задачи и уточняйте, что пошло не так в случае, когда у них не получается справиться с работой. Не забывайте время от времени включаться в процесс коммуникации между членами команды на разных уровнях, чтобы быть уверенными в его эффективности. Если ваша компания достаточно большая, организуйте подобный формат работы с помощью менеджеров подразделений.
2. Открыто предоставляйте информацию, которая необходима сотрудникам для решения рабочих задач. Постарайтесь наладить коммуникацию между отделами таким образом, чтобы каждый участник проекта мог легко получать доступ к данным, которые ему нужны.
3. Критикуйте по делу: используйте нейтральный формат общения и опирайтесь на факты. Не переходите на личности и избегайте оценочных суждений вроде «это ужасно, бездарно». Кроме того, важно, чтобы критика касалась только тех обязанностей, которые не выходят за рамки должностной инструкции.
4. Предоставляйте работникам возможность вносить новые идеи и предложения и брать на себя ответственность за их реализацию: в перспективе такой подход повышает уровень вовлеченности кадров и позитивно влияет на их уровень мотивации.
5. Вкладывайтесь в развитие и образование сотрудников: старайтесь в личной коммуникации выяснять области интересов членов вашего коллектива и учитывать это при планировании обучающих проектов.
6. Позаботьтесь о достойной оплате труда и прозрачной системе вознаграждения.
7. Обеспечьте профилактику выгорания: помогайте сотрудникам сохранять баланс между работой и личной жизнью, чтобы поддерживать их уровень мотивации в долгосрочной перспективе.