Медиатор — профессия будущего?
По некоторым прогнозам, профессия медиатора в будущем будет очень востребована. Данный специалист выступает посредником в конфликтах, помогая сторонам договориться и решить проблему на взаимовыгодных условиях. Часто их приглашают для решения имущественных, семейных и трудовых споров, а также для урегулирования сложных ситуаций в бизнес-процессах. Поговорим о том, когда компании может понадобиться помощь медиатора и какие вопросы ему можно доверить.
Кто такой медиатор
Такой специалист помогает людям и организациям разобраться в конфликте или споре и прийти к единому соглашению. Специальность, по сути, находится на стыке нескольких областей: психологии, юриспруденции, экономики и других.
Медиатор — всегда сторона нейтральная, незаинтересованная. Он не оказывает клиентам юридические или консультационные услуги, не участвует в споре и не поддерживает ни одну из сторон. Его задача в следующем:
- Прояснить, чего хочет каждый из участников конфликтной ситуации.
- Разобраться, в чём заключается проблема и почему не выходит договориться без участия посредника.
- Организовать и провести встречи, на которых будет происходить коммуникация, направленная на решение спорной ситуации.
- С помощью инструментов медиации помочь сторонам прийти к единому соглашению, которое устроит всех, и зафиксировать результат.
- Соблюдать конфиденциальность и нейтральную позицию. Данные, которые находятся в центре обсуждения, не выносятся за пределы встреч, а сам медиатор уделяет равное количество времени и внимания всем участникам спора.
Казалось бы, что сложного в том, чтобы договориться без участия человека со стороны? Однако в бизнесе порой складываются ситуации, когда партнерам не удается прийти к единой позиции относительно спорной ситуации. Или один из них утрачивает доверие к другому, и выстраивать дальнейшую коммуникацию становится сложно. Бывает и такое, что в споре у участников зашкаливают эмоции, и вместо конструктивных переговоров они начинают откровенно переходить на личности.
Тогда помощь медиатора может быть очень кстати, как и в случае, когда у компании появляются трудности в спорах с недовольным клиентом. Прежде чем отстаивать свои права в формате судебного заседания, можно попробовать договориться и решить проблему иначе.
В каких ситуациях бизнес может обратиться к медиатору:
- Спорная или конфликтная история может нанести урон репутации. Например, клиент предъявляет претензии к компании и собирается в случае отказа идти в суд, а информация о проблеме может стать известна более широкому кругу лиц. Чтобы такого не произошло, необходимо выслушать претензии с его стороны и предложить свой вариант решения. Провести переговоры без лишних эмоций, конструктивно, корректно поможет медиатор.
- Сложившаяся ситуация может привести к проблемам в деятельности компании. Допустим, у вас не получается договориться с деловым партером, а от результата переговоров зависит дальнейший вектор развития компании: привлечение инвестиций, производство продукта, найм персонала и т. д.
- В конфликтной ситуации не удается придерживаться формата деловой коммуникации: участники спора переходят на личности, эмоционально реагируют на происходящее, поэтому сложно прийти к качественному результату.
На что обратить внимание при выборе медиатора
Работа данного специалиста опирается на соответствующий Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ. В нём описаны основные правила и нюансы, которые помогут корректно выбрать специалиста.
- Определите, хотите вы обратиться к медиатору-профессионалу или нет. Согласно статье 5 вышеуказанного закона, для урегулирования спорной ситуации можно обратиться и к не профессиональному «посреднику». Главное, чтобы он был совершеннолетним. А вот если вам нужен профи, то таковым можно стать только после 25 лет при наличии высшего образования и соответствующего дополнительно обучения.
- Убедитесь в том, что выбранный вами специалист устраивает обе стороны спора. Данный пункт также прописан в законе. Кроме того, он не должен представлять кого-то одного из участников конфликта или быть его родственником, а также проводить для них какие-то консультации, иметь личный интерес к результату или давать публичные комментарии по ситуации.
- Вне зависимости от того, является ли медиатор членом профессиональной Ассоциации, в своей деятельности он должен придерживаться профессиональной этики.
- Не забудьте обсудить вопросы организационного порядка: количество участников процедуры медиации, дату, время и место, число встреч. После того как договоренности будут достигнуты, необходимо подписать договор.
- Если вам трудно подобрать специалиста самостоятельно, можно обратиться в компании, предоставляющие услуги по медиации.
Есть ли разница между женским и мужским предпринимательством