Защищаем бизнес от штрафов ФАС и Роскомнадзора
В попытках привлечь внимание потребителей нестандартными рекламными решениями некоторые организации выходят за рамки дозволенного: далеко не весь креатив и слоганы, которые компании используют в своем продвижении, допустимы с точки зрения действующего законодательства. Даже известные бренды порой получают штрафы от ФАС из-за нарушений. Сегодня разберем, что же может привлечь внимание ведомства и как этого избежать.
Что является рекламой
Далеко не все, что рассказывают нам о товарах и услугах, можно считать рекламой — допустим, если мы заходим на сайт компании и видим раздел «акционные товары», то важно понимать, что он просто информирует посетителей о наличии позиций определенной категории. А вот если данная организация создает баннер с аналогичной надписью, привлекая внимание к определенным изделиям, выделяя их среди прочих, размещает его на своей площадке или других носителях — это уже реклама.
То есть под данную категорию информации попадает та, которая каким-либо способом продвигает товар или услугу с целью побудить потребителя совершить покупку. Вообще, это понятие до сих пор является довольно размытым, особенно если речь идет, например, об интеграциях с блогерами, которые любят нативный способ подачи информации о продвигаемом продукте.
Поэтому если вы:
- размещаете вывеску компании с ее названием над входом в организацию
- предоставляете потребителям данные о товаре — о его стоимости, основных характеристиках, изготовителе и т. д.
- используете справочные материалы с целью проинформировать аудиторию
Едва ли это можно считать рекламой. А вот если концентрируетесь на конкретных свойствах товара или услуги, выделяете ее среди остальных позиций или продукции конкурентов, предлагаете купить — это уже реклама.
Требования относительно того, что можно и нельзя рекламировать, какая информация в данной категории может быть признана недобросовестной, ненадлежащей, содержатся в ФЗ «О рекламе». Время от времени он дополняется, поэтому, чтобы не столкнуться со штрафами от ФАС, важно регулярно мониторить корректировки и соблюдать их при продвижении своего бизнеса.
5 причин, из-за которых можно получить штраф
- В апреле 2024 года Владимир Путин подписал законопроект, согласно которому будет больше размер штрафов для компаний, совершающих спам-звонки или нарушающих требования законодательства, рекламируя различные финансовые услуги. Теперь они могут составить от 600 тыс. до 1,6 млн рублей. За звонки в формате спама (без предварительного согласия абонента) юрлицам придется платить от 300 тыс. до 1 млн рублей, должностным лицам — от 20 до 100 тыс. рублей, физлицам —10–20 тыс. рублей.
- Если компания использует рекламу, которую можно посчитать ненадлежащей — ею является та, которая не соответствует по какому-либо критерию действующему законодательству (в частности статье 3). Например, нельзя использовать слова, указывающие на превосходство товара перед продукцией конкурентов — скажем, «лучший», «первый», «единственный».
К слову сказать, в мае 2024 года на своем сайте ФАС опубликовал новость о том, что реклама вклада АО «Альфа-банк» как раз попадает под эту категорию: дело в том, что в ней сообщалась информация о ставке в 16% годовых, однако при этом не было данных об иных условиях, при которых она бы действовала — сумме и сроках вклада. Кроме того, в рекламе применялась формулировка: «Лучшая ставка в стране в Альфа-банке», что уже некорректно. - Если организация размещает рекламу в интернете без маркировки — напомним, что 1 сентября 2022 года в закон «О рекламе» были внесены соответствующие поправки, а уже через год за их нарушение начали выписывать штрафы от Роскомнадзора. Физические лица могут заплатить от 30 до 100 тыс. рублей, должностные — от 100 до 200 тыс. рублей, юрлица — до полумиллиона рублей (статья 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе»). Ряд штрафов уже был выписан.
Так Telegram-канал «Лиса рулит» по данным разных информационных ресурсов был привлечен к ответственности за отсутствие идентификатора рекламы в рекламных сообщениях. Это был первый пример «наказания» в соответствии с новыми требованиями. - Когда фирма занимается продвижением товаров, которые нельзя рекламировать в принципе — например, согласно статьям 7 и 21-й закона «О рекламе», к ним относятся табак, алкоголь, искусственное прерывание беременности, наркотики, взрывчатые вещества (кроме пиротехники), услуги по написанию курсовых, дипломов и т. д.
В августе 2023 года на сайте ФАС появилась информация о том, что ведомство выписало штраф компании «Мираторг» и компании группы British American Tobacco за распространение рекламы системы нагревания табака для потребления никотинсодержащей продукции.
Также 11 марта 2024 года в перечень добавился запрет о рекламе ресурсов иностранных агентов. - Использование рекламы, которую могут счесть неэтичной или содержащей оскорбления, например сексуальный подтекст, нецензурную лексику и т. д. — поэтому к креативным двусмысленным решениям стоит быть повнимательнее.
В марте 2024 года, по данным информационных порталов, жители города Северска Томской области пожаловались в ФАС на то, что компания «Ёбидоёби» распространяет рекламу с явным намеком на нецензурную лексику (вроде: «Каждый третий житель Северска пробовал Куни Ли»). Был собран совет экспертов, который согласился с авторами обращения, и ведомство подтвердило факт нарушения законодательства «О рекламе».
Также уточним, что основанием для проверки может быть факт, который выявила ФАС, либо обращение граждан, поэтому, чтобы не получить штраф, в погоне за креативом крайне важно придерживаться требований законодательства.
Реклама у блогеров: что изменилось после поправок в законе «О рекламе»