PR в бизнесе: практическая необходимость и главные отличия от рекламы
Зачастую владельцы малого бизнеса даже не предполагают, насколько важную роль может сыграть PR в продвижении их дела. В нынешних условиях, где медиапространство становится все более влиятельным, связи с общественностью являются ключевой составляющей маркетингового процесса. Традиционная реклама требует больших финансовых вложений, а потому более доступный для малого бизнеса PR может оказаться рентабельнее и эффективнее. Дина Симонян, основатель Mediafy Communications, рассказывает, как и почему небольшие компании способны извлечь выгоду из хорошего пиара.
Реклама и PR не одно и то же
«PR позволяет выстроить между бизнесом и его аудиторией связь, направленную на повышение узнаваемости бренда», — говорит Симонян. Реклама действует несколько прямолинейне. Пост в Instagram с пометкой «спонсор публикации», например, является рекламой. А если компания отправляет блогеру свой продукт, и он, воспользовавшись им, публикует пост о всех преимуществах товара, то это уже будет являться пиаром. Другими распространенными примерами являются цитирование в качестве источника в газете, показ в журнале или спонсорское появление в ток-шоу. «PR создает позитивный имидж вашей компании, которым впоследствии вы можете поделиться с общественностью через СМИ или социальные сети. Этот маркетинговый инструмент генерирует имидж вашего бизнеса», — заключает Симонян.
PR помогает правильно идентифицировать бренд
«PR-кампания помогает определить суть вашего бизнеса. Прежде чем задействовать этот инструмент в продвижении бренда, мы задаем себе несколько вопросов: «Зачем мы делаем то, что делаем» и «Почему это должно волновать людей». Это помогает правильно выстроить последующее сообщение аудитории и сохранить его согласованность с основами бизнеса. Без хорошо проработанной последовательной стратегии люди не будут понимать ваш бренд и доверять ему. Грамотная PR-кампания способствует упоминанию вашей компании сразу на нескольких медиаплатформах. Это очень важно для предприятий малого бизнеса, которым не хватает узнаваемости крупных брендов и корпораций. Пиар вносит последовательность в управление компанией», — утверждает Дина Симонян.
Хороший PR требует времени
За годы практики Симонян заметила, что малому бизнесу не терпится видеть мгновенные результаты от проводимых PR-кампаний. Однако она советует рассматривать этот инструмент как часть долгосрочной маркетинговой стратегии. «Некоторые малые предприятия полагают, что результаты должны появиться незамедлительно. Но хороший пиар требует времени. Необходимо выждать как минимум от трех месяцев до полугода, чтобы увидеть эффективность этого инструмента», — добавляет основатель компании Mediafy Communications.
Симонян отмечает, что результаты от проведенной кампании не всегда измеряются уровнем продаж, и выделяет несколько видов PR: «Если ваша компания появилась на страницах крупного издания, это вовсе не означает, что вы сразу заметите большой скачок вверх в продажах. Существует два типа связей с общественностью. Первый направлен на увеличение продаж, второй — на создание доверия. Именно второй тип позволяет вашей компании выглядеть более стабильно в глазах клиентов. Создание доверия к вашему бизнесу — это долгосрочная инвестиция в будущее компании, повышающая привлекательность и узнаваемость бренда. Конечно же, со временем это окупится увеличением продаж и продолжительностью жизни вашей компании».
Согласование производительности и бюджета
Специалист отмечает, что зачастую компании прибегают к использованию PR в тот момент, когда они к этому не готовы. К примеру, освещение деятельности организации в крупных СМИ может спровоцировать рост спроса на продукцию. И если компания будет не в силах удовлетворить данный спрос, это ударит по доверию клиентов к бизнесу и имиджу бренда. Это, в свою очередь, заметно снизит уровень продаж, и вложенные в PR-кампанию средства и время окажутся тратой впустую. Наращивать паблицитный капитал необходимо только в том случае, когда компания готова к повышению интереса к своим услугам.
«Крупные компании часто обращаются за помощью к PR-агентствам для создания полноценной кампании по связям с общественностью. Однако малый бизнес может эффективно использовать этот маркетинговый инструмент и без больших бюджетов», — говорит Симонян. Эксперт призывает владельцев малого бизнеса обратиться за помощью PR-консультантов. Они помогут создать план по продвижению в рамках бюджета организации, который вы будете выполнять самостоятельно. «Однако если ваш бюджет не позволяет вам это сделать, потратьте свое время на установление контакта со СМИ и журналистами. Если вы уверены в своем бизнесе и последовательны, они обязательно ответят вам», — уверяет Дина Симонян.
Преимущества для малого бизнеса
«Большинство представителей малого бизнеса задаются вопросом, а будут ли СМИ заинтересованы в освещении и упоминании их продукции, когда есть более известные крупные бренды. Однако, по моему опыту, отсутствие паблицитного капитала или его незначительный размер играет в пользу малого бизнеса. Я работала и с крупными брендами вроде Toshiba, Coca-Cola, и с небольшими компаниями. И могу сказать, что средства массовой информации нередко отдают предпочтение малому бизнесу в силу нишевой новизны и гибкости последнего. Для крупных организаций PR — это, скорее, вопрос механического взаимодействия с прессой, тогда как малый бизнес, не имея подобного опыта, дает СМИ больше возможностей для творческой работы. Ведь намного интереснее создать новый образ и делиться им, чем работать с уже сформировавшимся брендом», — рассуждает Симонян.
Вне зависимости от того, работаете вы с PR-агентством или самостоятельно, старайтесь сфокусировать свои силы на людях и организациях, которые уже оказывают влияние на вашу целевую аудиторию: «PR определяет способы построения отношений с журналистами и влиятельными персонами в социальных сетях. Ищите таких людей, которые своей популярностью оказывают воздействие на ваших потенциальных клиентов. Донесите до них ценность вашего продукта, и они, в свою очередь, расскажут о ней своим последователям, зрителям и читателям».
Бизнес-блогеры на YouTube: какая от них польза и что об этом думают начинающие предприниматели