Некоторые товары пользуются высоким спросом у клиентов и исчезают с полок уже в первые часы продаж, другие хранятся на складе, занимая место и «замораживая» оборотные деньги, которые столь важны для вашего бизнеса. Неликвидные позиции есть почти у всех, но чтобы они не лежали «мертвым грузом», от них необходимо избавляться — по возможности с выгодой для бизнеса. Далее в материале обсудим способы, которые могут помочь.
Как появляется неликвид и чем он плох
Начнем с того, что так называют продукцию, которая не пользуется спросом покупателей по разным причинам. Далеко не всегда дело в качестве, иногда что-то не приобретают просто потому, что закончился сезон, сменились тренды или продукт оказался не в то время не в том месте и его просто не заметили.
Отнести товар в категорию неликвида можно в тех случаях, когда вы понимаете, например, что сезон заканчивается, позиций на складе еще много, а в дальнейшем продать их будет сложно. Или по товарам много возвратов и плохие отзывы. Кроме того, наличие большого количества позиций одной категории на складе долгое время также позволяет предположить, что ее не удастся распродать обычным способом.
В разных видах бизнеса сроки переноса товара в такую категорию отличаются: например в кондитерской выпечка, не пользующаяся популярностью, становится неликвидом в течение плюс-минус 48 часов, в магазине одежды вещи — спустя сезон или даже несколько.
Распространенные причины появления неликвида:
- Не оправдались ожидания о спросе — например закупили больше товара, чем было нужно, а распродать не успели. Или было предположение, что продукт окажется в топе, однако у потребителей он не вызвал особенного интереса.
- Товар вышел из моды — допустим, в магазине появилась коллекция летней одежды, ее не успели реализовать своевременно, а на следующий год тренды изменились, и часть вещей оказалась никому не нужна.
- Стоимость продукта оказалась выше, чем у конкурентов, поэтому покупатели выбирают другие магазины — допустим, шоурум продает те же самые пальто, что и остальные, однако их стоимость на 20% больше, потому что дороже доставка, у поставщика другие оптовые цены и т. д.
- Товар бракованный или у него истек срок годности — для некоторых видов продукции актуальна и такая проблема.
Казалось бы, лежит неликвид на складе, в чем проблема?
- «Замороженные» деньги — если товар распродать, полученные средства можно потратить на закупку новой партии продуктов, продвижение и прочие расходы компании.
- Со временем продукция теряет надлежащий вид и актуальность. Например, при постоянном контакте с другими товарами неликвид может быть поврежден, цвет вещей со временем выцветает, срок годности истекает и т. д. Что касается сезонных товаров, как было указано выше, если их не продать вовремя, возникает риск, что спустя время они потеряют актуальность или выйдут из моды.
- Неликвид занимает место, которое можно было использовать для хранения других товаров. А чем дольше он не продается, тем ниже вероятность, что когда-то продукция дойдет до своего потребителя.
Образование неликвидной продукции — обычное дело почти в каждом бизнесе, однако важно регулярно проводить анализ складских позиций, своевременно выявлять такие товары и стараться от них избавиться. Кроме того, при выборе продукции необходимо стремиться к тому, чтобы сократить количество вещей, способных перейти в категорию невостребованных.
Что делать с неликвидом?
- Обратить внимание потребителей на нужную позицию — например изменить выкладку товара в зале, сделать отдельный баннер или раздел с такими продуктами на сайте, больше публиковать соответствующего контента в социальных сетях, рассказывая о преимуществах приобретения для покупателя. Чаще всего такие способы эффективны, если товары «не попались» на глаза потребителям своевременно, например из-за неправильного мерчандайзинга или популярности других позиций. Кроме того, неликвид можно использовать в акциях, которые позволяют компании повысить средний чек, — например предлагать три позиции по цене двух, скидки или бонусные баллы за приобретение конкретных товаров.
- Распродажа — еще один простой способ реализовать «залежавшуюся» на складе продукцию. Событие можно приурочить к сезонным или праздничным скидкам, а чтобы уведомить покупателей — сделать рассылку по базе постоянных клиентов. Кроме того, нужно оформить зону распродажи особым способом, будь то офлайн или онлайн-магазин.
- Вернуть обратно поставщику, если договор о сотрудничестве предполагает такую возможность, что бывает, к сожалению, не всегда.
- Продать на агрегаторах — например, «Авито» или «Юла». Неплохой вариант, если позиций не много, правда, стоимость такого товара, скорее всего, придется снизить.
В дальнейшем, чтобы избежать формирования существенного числа неликвидной продукции, следует делать следующее:
- Приобретать товар, с которым вы еще не работали, в небольшом количестве, даже если поставщик предлагает очень выгодную цену при покупке значительного объема.
- Анализировать данные по наличию на складе запасов продукции, прогнозировать возможный спрос с учетом прошлых продаж и тенденций рынка и не строить опрометчивых гипотез.
- Активно заниматься продвижением, используя инструменты маркетинга и вкладываясь в рекламу товаров.