Бизнес,Маркетинг
08 апреля, 2024

Неликвидный товар: как избавиться и не скапливать ненужную продукцию

Говорим про способы минимизировать убытки и распрощаться с неликвидом.

Некоторые товары пользуются высоким спросом у клиентов и исчезают с полок уже в первые часы продаж, другие хранятся на складе, занимая место и «замораживая» оборотные деньги, которые столь важны для вашего бизнеса. Неликвидные позиции есть почти у всех, но чтобы они не лежали «мертвым грузом», от них необходимо избавляться — по возможности с выгодой для бизнеса. Далее в материале обсудим способы, которые могут помочь.

Как появляется неликвид и чем он плох

Начнем с того, что так называют продукцию, которая не пользуется спросом покупателей по разным причинам. Далеко не всегда дело в качестве, иногда что-то не приобретают просто потому, что закончился сезон, сменились тренды или продукт оказался не в то время не в том месте и его просто не заметили.

Отнести товар в категорию неликвида можно в тех случаях, когда вы понимаете, например, что сезон заканчивается, позиций на складе еще много, а в дальнейшем продать их будет сложно. Или по товарам много возвратов и плохие отзывы. Кроме того, наличие большого количества позиций одной категории на складе долгое время также позволяет предположить, что ее не удастся распродать обычным способом.

В разных видах бизнеса сроки переноса товара в такую категорию отличаются: например в кондитерской выпечка, не пользующаяся популярностью, становится неликвидом в течение плюс-минус 48 часов, в магазине одежды вещи — спустя сезон или даже несколько.

Распространенные причины появления неликвида:

Казалось бы, лежит неликвид на складе, в чем проблема?

Образование неликвидной продукции — обычное дело почти в каждом бизнесе, однако важно регулярно проводить анализ складских позиций, своевременно выявлять такие товары и стараться от них избавиться. Кроме того, при выборе продукции необходимо стремиться к тому, чтобы сократить количество вещей, способных перейти в категорию невостребованных.

Что делать с неликвидом?

  1. Обратить внимание потребителей на нужную позицию — например изменить выкладку товара в зале, сделать отдельный баннер или раздел с такими продуктами на сайте, больше публиковать соответствующего контента в социальных сетях, рассказывая о преимуществах приобретения для покупателя. Чаще всего такие способы эффективны, если товары «не попались» на глаза потребителям своевременно, например из-за неправильного мерчандайзинга или популярности других позиций. Кроме того, неликвид можно использовать в акциях, которые позволяют компании повысить средний чек, — например предлагать три позиции по цене двух, скидки или бонусные баллы за приобретение конкретных товаров.
  2. Распродажа — еще один простой способ реализовать «залежавшуюся» на складе продукцию. Событие можно приурочить к сезонным или праздничным скидкам, а чтобы уведомить покупателей — сделать рассылку по базе постоянных клиентов. Кроме того, нужно оформить зону распродажи особым способом, будь то офлайн или онлайн-магазин.
  3. Вернуть обратно поставщику, если договор о сотрудничестве предполагает такую возможность, что бывает, к сожалению, не всегда.
  4. Продать на агрегаторах — например, «Авито» или «Юла». Неплохой вариант, если позиций не много, правда, стоимость такого товара, скорее всего, придется снизить.

В дальнейшем, чтобы избежать формирования существенного числа неликвидной продукции, следует делать следующее:

Как стимулировать импульсные покупки

Как составить продающую карточку товара на маркетплейсах

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: