Одним из основных факторов, на который обращают внимание как крупные, так и небольшие магазины перед своим открытием, является оптимизация системы торговли. По статистике, потребители совершают на 13% больше покупок в тех местах, которые являются безупречными с точки зрения мерчендайзинга. По мнению вице-президента по продажам UDIZINE Амита Адлера, большинство магазинов теряют прибыль, поскольку совершают следующие типичные ошибки при организации торгового пространства.
Длительный поиск товаров
Если в онлайн-магазине пользователь может приобрести товар в два-три клика, то в торговой точке человеку порой приходится тратить много времени, чтобы найти желаемое. Адлер отмечает, что из-за длительного поиска клиенты теряют терпение и попросту уходят, направляясь к вашим конкурентам. Чтобы посетители не гадали, где расположен тот или иной товар, сгруппируйте его в одном месте, обеспечьте хорошо читаемыми ценниками и направьте на стеллажи заметные указатели.
Затрудненное передвижение по торговому залу
Плохо оптимизированные проходные зоны, в которых посетитель может застрять в «пробке», затрудняют поиск и покупку товара. Особенно большие проблемы при этом испытывают люди с ограниченными возможностями и родители с колясками. «Предоставьте своим клиентам достаточно пространства, чтобы они смогли легко подойти к полке и захватить с собой товар», — рекомендует Адлер. Для этого можно установить в магазине торговую модульную мебель, которая адаптируется под любое пространство.
Неучтенные расходы
«Общий план расходов для мерчендайзинга должен включать закупку всех необходимых элементов, включая вывески, подставки, светильники, запасные части для стеллажей и многое другое», — отмечает Адлер. Это необходимо для того, чтобы быстро устранить поломку или усовершенствовать торговое пространство. Если в вашем магазине выйдет из строя рекламный дисплей или вы не успеете обновить ценники, это незамедлительно скажется на продажах.
Плохо настроенные цифровые дисплеи
Цифровые дисплеи, которые все чаще появляются в магазинах, играют роль важного помощника: благодаря им посетители могут оценить характеристики товара и принять решение о покупке. По словам Адлера, вы можете по своему усмотрению настроить это торговое оборудование — главное, чтобы дисплей всегда находился в рабочем состоянии и мог в понятной форме предоставить необходимую информацию.
Неактуальная информация
Если вы регулярно проводите акции или предлагаете клиентам сезонные скидки, следите за тем, чтобы актуальная информация об этом своевременно появлялась на витрине магазина. Также проанализируйте, как именно посетители реагируют на вашу рекламу: возможно, кому-то она кажется слишком скучной или, наоборот, вульгарной. Кроме того, постоянно обновляйте входную группу, чтобы привлечь внимание клиентов, и стимулируйте потребителей взаимодействовать с цифровыми дисплеями, благодаря которым они смогут лучше узнать ваш магазин и ассортимент товаров.
Плохие вывески и указатели
По словам Адлера, любые вывески и указатели в магазинах, особенно те, которые играют роль навигатора, должны быть чистыми, аккуратными и легко читаемыми. При разработке дизайна бизнесмен рекомендует использовать простые шрифты и достаточного размера символы, чтобы покупатель смог воспринять информацию. Также Адлер рекомендует не использовать слишком долго одни и те же вывески, поскольку со временем они могут потерять привлекательный вид. Например, некоторые продавцы так активно эксплуатируют меловые доски, что через пару месяцев на них невозможно различить надписи.
Грязь
«Пройдитесь по торговому залу и оцените его с позиции клиента. При этом уделите особое внимание чистоте, оценив, в каком состоянии поддерживается помещение, регулярно ли в нем проводится уборка, как выглядят зеркала и окна», — рекомендует Адлер. По его словам, посетители вряд ли захотят брать товар с пыльных полок и покидать магазин с испачканными руками или одеждой. Также предприниматель советует обратить внимание на освещение, работу цифровых дисплеев и надежность напольного покрытия: если какой-либо элемент находится в неисправном состоянии, он может нести угрозу здоровью человека.
Неудобная кассовая зона
Кроме торгового зала Адлер рекомендует позаботиться об эргономике кассовой зоны: «Сделайте это пространство просторным и хорошо освещенным. Рядом с кассиром разместите новые или популярные товары и убедитесь в том, что ваш персонал сможет проконсультировать покупателей по их поводу». Предприниматель отмечает, что в кассовой зоне клиенты часто совершают импульсивные покупки. Однако не стоит их перегружать предложениями: выберите несколько товаров, которые с большей вероятностью вызовут интерес у посетителей.
Неграмотное использование витрины
Витрина магазина является мощным маркетинговым инструментом, который при грамотном использовании способен привлечь клиентов. Однако вы вряд ли добьетесь этого, если будете задействовать цифровые дисплеи с блеклой картинкой и потерявшую актуальность рекламу, а также загромождать пространство вещами, не давая прохожим увидеть торговый зал. По своей сути витрину можно сравнить с лицом магазина, поэтому сделайте так, чтобы она выглядела максимально привлекательной в глазах покупателей.
Что нужно знать о психологии обслуживания клиентов