Бизнес,Маркетинг,Рынок
18 сентября, 2023

Конкурентная война гигантов: проигравший теряет все

Расскажем о нападках на Макдоналдс, битве Найка с Рибок и оглушительном провале Кока-Колы.

Конкуренция — движущая сила в мире бизнеса. Компании и предприниматели — все организации и люди, вовлеченные в конкурентный процесс, не перестают предлагать потребителю все новые и новые товары, услуги, улучшать качество. Порой соперничество двух гигантов может еще и развлечь всех зрителей, неустанно наблюдающих за этим процессом. Сегодня мы расскажем вам о конкурентной войне, которая вспыхнула между лидерами конкретных отраслей и направлений, и надо сказать, что пленных в этой битве никто брать не собирался.

Кола против Пепси

Война, которая длится уже десятилетия, и конец ее наступит очень нескоро. Все началось в 1980-х годах, в разгар наиболее ожесточенных сражений производителей «черной воды». Тогда Кола вложила более одного миллиарда долларов в рецепт новой, более сладкой газировки, но благодаря маркетингу и работе с потребителем Пепси более активно забирала долю рынка, притесняя монополиста. Новый рецепт Кока-Колы не пришелся по вкусу потребителю, и в тот же момент Пепси выпустила рекламу, в которой, дегустируя оба напитка с завязанными глазами, выбирая между двух газировок (пепси и колой), покупатель всегда выбирал их продукцию, опираясь лишь на вкусовые качества.
Надо отдать должное Кока-Коле — в этой непростой ситуации они принесли извинения 400 тысячам потребителей, которые написали гневные отзывы о чрезмерно сладкой новинке, и вернули на полки напиток с оригинальным рецептом, назвав его «Coca-Cola Classic», а старая формула исчезла навсегда и более не появлялась на полках.

Макдональдс против Бургер Кинг

Это битва, которая должна была стать легендой, но больше напоминает избиение, где Бургер Кинг, подобно школьному «булли», постоянно издевается над несчастным омега-маком. В первые годы соперничество было банальным и сводилось к тому, чей бургер в итоге был более дешевым.

Сначала появился «Гамбургер» от Мака за 15 центов. Затем появился 37-центовый «Воппер» от Кинга, и в этот момент конкуренция перешла из плоскости цены в плоскость качества. Вскоре в Макдоналдсе поняли, что им нужен собственный «гигант», и представили легендарный Биг-Мак. Раньше чей бургер был лучше, тот и выигрывал войну. Затем появление наггетсов, обилие соусов привели тому, что потребности клиентов становились все более изысканными, и в ход пошел маркетинг, где каждая компания стремилась показать свою индивидуальность, выработать фирменный стиль, уколоть конкурента не только новинкой, но и острым словом. «Привет всем, у кого дороже», «настоящие бургеры через 20 метров» — все это реклама Бургер Кинга напротив ресторанов Макдоналдс. «Зачем есть с клоуном, если можно пообедать с королем», — Кинг не планирует останавливаться, и одной из его маркетинговых стратегий до сих пор является высмеивание своих конкурентов. Надо признать, что этот способ отлично работает, ведь многие конкурентные атаки были настолько успешными, что стали мемами и разошлись по всему миру.

Данкин Донатс против Старбакс

Для многих утренний кофе стал практически религиозным ритуалом, где несчастный сонный клерк, ставший жертвой рабочего графика, установленного «жаворонками», поклоняется кофеину. Так, в Америке любители кофе разделились на два лагеря, где одни почитают Старбакс, а другие — Донатс, к слову, вместе эти компании контролируют 60 % американского рынка. Данкин позиционируют себя как веселые ребята, близкие к рабочему классу, в отличие от Старбакса, который на их фоне выглядит очень серьезной сетью кофеен, регулярно поднимающей остро социальные вопросы. Но несмотря на такие попытки (например, поднять вопросы идентичности, расовые проблемы), компания была высмеяна в соцсетях ввиду бессистемности своих действий и полном отсутствии каких-либо попыток решить озвученные проблемы. Но не стоит забывать о цифрах: маркетинг — это хорошо, но за 2017 год Старбакс заработал 9,6 миллиарда долларов валовой прибыли против 613 миллионов долларов у Данкин. Так что хорошо смеется тот, кто смеется, глядя на свои высокие прибыли.

Найк против Рибок

В 1984 году у Найк были большие трудности: после десятилетий непрерывного роста, компания столкнулась с новым для себя явлением — отчет за последний квартал показал убытки. И даже несмотря на то, что летом того же года Карл Льюис завоевал четыре золотые медали на летних Олимпийских играх в Лос-Анджелесе, надев найки, ситуацию изменить так и не удалось. Рибок сделали ставку на масс-маркет и создали инновационную линейку женской обуви для бега трусцой, которая имела невероятную популярность, и чтобы переломить ход этой битвы требовалось что-то по настоящему весомое. Тем самым козырем стал Майкл Джордан, многообещающая восходящая звезда «Чикаго Буллз». В Найк решили поставить на этого талантливого, яркого баскетболиста и убедили Джордана подписать контракт, несмотря на его признание, что он все же предпочитает Адидас. Первая партия «Эир Джордан’с» поступила в продажу уже в следующем году и стоила 65 долларов. В течение двух месяцев компания заработала 70 миллионов, а Джорданы стали флагманом Найка на долгие годы, до сих пор оставаясь эталоном кросовок. Сегодня Джорданы все так же остаются лидером баскетбольного рынка и приносят компании около двух миллиардов в год. Рибок в этой гонке так и не сумели догнать Найк, которые успели заключить контракты с такими звездами, как Тайгер Вудс, Андре Агасси, и в итоге в 2005 году Адидас выкупил компанию почти за четыре миллиарда долларов.

Аэробус против Боинг

Более ста лет назад в небо поднялся первый коммерческий борт, перевозивший всего лишь одного человека, который по сегодняшним меркам заплатил около 10 тысяч долларов за билет. Сегодня же путешествия по небу стали более доступны, хотя некоторые направления все еще обходятся довольно дорого. Аэробус и Боинг — два производителя самолетов и комплектующих к ним, лидеры рынка, которые постоянно соревнуются то уступая сопернику, то вновь занимая лидирующую позицию. Соперничество идет как за военные контракты, так и за гражданские проекты, но в чем же кроется формула успеха? Обе компании работают в режиме строжайшей тайны, и даже стоимость коммерческого самолета не так-то просто узнать. В 2011 году в СМИ просочилось письмо, адресованное королю Саудовской Аравии, в котором было подтверждено, что компании управляются в соответствии с интересами самого государства, и их успех, продажи напрямую отражаются и на целостности оборонной и экономической безопасности страны-производителя. Промышленный шпионаж, колкости в адрес друг друга, соревновательная составляющая при выходе новой модели самолета — все это присуще войне между этими двумя авиа-монополистами.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: