Марат Бабаев
Автор:
Марат Бабаев
2 сентября 2019

Книжная полка: как создавались компании, ставшие символами эпохи

«‎ВКонтакте», Uber, ZARA — представить себе сейчас жизнь без этих слов трудно, да и не хочется. Каждый отдельно взятый крупный бренд олицетворяет собой не только популярный продукт, но и эпоху. И так же как эпоха описывает людей, в ней живущих, так и эти бренды стали неумолимой частью большинства из нас. Их популярность означает, что общество в них нуждалось, а их появление — дальновидность отдельно взятых предпринимателей. О том, как начиналась большая история великих компаний, ставших символами эпохи, читайте в этих книгах.

«‎Uber. Инсайдерская история мирового господства», Адам Лашински

Есть компании, которые изменили не только представление о качестве продукта, но и саму индустрию. Uber — одна из них. Неоднократно становясь объектом нападок за эксплуатационный труд водителей, компания привела неопровержимые доказательства того, чего так не хватало перевозкам такси. Любая революция отрасли обречена на критику. Но для основателя корпорации Трэвиса Каланика, известного своим грубым нравом, это скорее вызов, чем препятствие. Как и его детище, Каланик прорывался на рынок с артиллерийским запалом, пренебрегая конкуренцией, конъюнктурным скепсисом, а порой и правовыми нормами. Результат: капитализация $69 млрд и представленность в 76 странах мира. «‎Инсайдерская история» — это первая попытка взглянуть на изнанку компании. Ветеран журналистики Адам Лашински, уже совершавший расследовательское осмысление Apple, проводит антропологическую параллель между Калаником и его продуктом. Неуемные амбиции предпринимателя заложили фундамент будущего успеха Uber. В этих истоках и роется Лашински, с флагманской решимостью освещая закрытые от большинства людей секреты компании. Автор апеллирует к эксклюзивным интервью с Калаником и прочим источникам, красноречиво описывающим борьбу Uber за свою долю на рынке. Ради достоверности изложенного Лашински сам сел за руль, временно примерив на себя статус водителя сервиса.

«‎Феномен ZARA», Ковадонга О’Ши

Inditex — группа, объединяющая бренды Zara, Massimo Dutti, Oysho, Bershka, — сегодня является продавцом одежды №1 в мире. Практически в каждом торговом центре практически каждого крупного города вы увидите вывески с этими наименованиями. Осмыслить успех компании пытались многие. Удалось не всем. В этом случае Ковадонга О’Ши выбрал наиболее верный объект для исследования: основателя компании Амансио Ортега. Кто этот человек? Откуда он? И что заставило его начать строительство своей бизнес-империи? Благодаря беспрецедентной возможности соприкоснуться с образом жизни миллиардера, О’Ши удалось расшифровать феномен ZARA и понять, что помогло компании совершить революцию в текстильной и модной промышленности.

«‎Nutella. Как создать обожаемый бренд», Джиджи Падовани

Nutella — заветное сочетание букв для всех сладкоежек. Чтобы понять, как появился на свет любимый вкус шоколадной пасты, нужно совершить путешествие длиной в 50 лет. В качестве навигатора можно использовать труд Джиджи Падовани. Книга освещает историю компании Ferrero, изготовителя Nutella, рассказывает, каких принципов бизнеса придерживались основатели продукта и почему подлинным «‎создателем» пасты считается Наполеон Бонапарт.

«‎Код Дурова», Николай Кононов

«‎Реальная история «ВКонтакте» и ее создателя» — так звучит подзаголовок книги Кононова, и на этой формулировке ее достоинства не исчерпываются. Книга действительно максимально достоверно освещает историю создания самой крупной социальной сети в Европе. Но интерес к деталям здесь обязан феноменальности самих участников процесса. Команда программистов, чей образ жизни напоминал коммуну, одними из первых воплотили в России формулу успеха «‎Силиконовой долины». 27-летний Павел Дуров, предугадав назревающий тренд, создал корпорацию нового типа, где работа олицетворяла отдых, офис — место для тусовок, а основной продукт — образ жизни. Представить сегодня жизнь молодого человека без «‎ВКонтакте» практически невозможно. И пусть соцсеть потеснилась в ряду других приложений, ее влияние на интернет-потребление в стране необратимо. Николай Кононов, вступив на закрытую территорию компании, совершил подлинное журналистское расследование, начинив его секретами бизнеса, которые и позволили компании стать главным явлением рунета 00-х.

«‎PIXAR. Перезагрузка», Лоуренс Леви

«‎PIXAR. Перезагрузка» признана лучшей книгой о бизнесе 2016 года по версии Amazon. Символично, что данную награду от крупной технологической компании получила история про появление на свет мультипликационной студии. Символично потому, что одним из вдохновителей Pixar был создатель другого технологического гиганта — Стив Джобс. А еще потому, что Pixar является главным инкубатором сказок для взрослых и детей. И углядеть в его истории пример для подражания — значит подтвердить силу романтического мышления в бизнесе. Успешные компании строят идеалисты. И студия Pixar это подтверждает. «Привет, Лоуренс?» — раздался дружелюбный голос в трубке. На другом конце провода был Стив Джобс, предложивший Леви превратить небольшую графическую фирму в мультипликационную студию. Зародившаяся в недрах технологического «‎эдема», «‎Силиконовой долине», Pixar по замыслу ее создателей должна была совершить переворот в анимации. И им удалось это сделать. Студия не только проложила путь для нового витка графической анимации Голливуда, но и показала, как технологии могут уживаться с искусством, позволяя создавать признанные шедевры кинематографа. Мультфильмы Pixar — это безусловный символ поколения. Узнать, как строилась эта компания, от лица ее сооснователя — значит понять, что лежит в основе великих открытий. В «‎PIXAR. Перезагрузка» автор рассказывает об удивительном восхождении студии и о том, как его дружба с Джобсом позволила им провести глубокие параллели между вымыслом и реальностью.

Что читают миллиардеры? Любимые книги самых богатых людей планеты