Сервис подбора вакансий ZipRecruiter проанализировал более 3 миллионов резюме, опубликованных на своем сайте, и выяснил, по каким критериям можно оценить профессионализм кандидата. Изучив то, что получило наивысшие оценки работодателей, а что, напротив, привело к снижению шансов, аналитики составили оптимальную структуру текста, который описывает компетентность соискателя. Сегодня мы расскажем, что входит в формулу «идеального резюме» по версии ZipRecruiter, а чего следовало бы избегать.
Напишите сопроводительное письмо
Писать сопроводительное письмо обязательно, если вы всерьез рассчитываете получить работу. По данным ZipRecruiter, наличие сопроводительного письма на 29% увеличивает ваши шансы на трудоустройство. «Сопроводительное письмо — первый шаг для того, чтобы произвести хорошее впечатление на нанимателя или навсегда оттолкнуть его», — считает старший менеджер ZipRecruiter по корпоративным коммуникациям Скотт Гарнер. Хорошее сопроводительное письмо отличается от плохого в основном двумя ключевыми вещами: вежливостью и проявлением благодарности. Например, аналитики выяснили, что фраза «Спасибо за ваше внимание» на 10% чаще встречается в сопроводительных письмах именно тех резюме, которые были высоко оценены работодателями.
Докажите свою ценность
Функция резюме — доказать потенциальному работодателю вашу ценность как специалиста. При этом важно помнить, что наниматель ищет человека, который будет прежде всего выполнять задачи компании, а не лелеять собственную карьеру. «Обилие слов вроде «обучаемый» или «стремящийся к саморазвитию» характерно для худших резюме, опубликованных на ZipRecruiter. Это объясняется тем, что работодатели ищут командных игроков, готовых помогать их бизнесу с первого рабочего дня», — полагает Гартнер. Убедительные резюме показывают, а не рассказывают. Например, формулировка «Я умею продавать» не убедит нанимателя, а вот «Я увеличил клиентскую базу со 100 до 1000 за 30 дней» — совсем другое дело, считает карьерный консультант Сесилия Дил.
Разбейте резюме на блоки
«Простыню» сплошного текста не прочитает ни один HR-менеджер. В идеале блоки должны быть устроены так, чтобы по первым словам каждого пункта было понятно: вы соответствуете требованиям, которые указаны в вакансии. Не бойтесь копировать структуру самой вакансии и повторять ее: просматривая резюме, HR-менеджер держит в голове воображаемый чек-лист. Помогите ему расставить все «галочки» как можно быстрее.
Оригинальность, креатив, интрига — пожалуйста, не надо. Если вам очень хочется показать, что вы человек с чувством юмора, просто отложите эту идею до собеседования. Скорее всего, когда вы посмотрите в глаза HR-менеджеру или потенциальному начальнику, желание шутить пропадет. И это поможет вам больше, чем самая лучшая шутка.
Включите в резюме следующие блоки: саммари (краткое изложение всего, что будет подробно описано ниже), образование и пройденные курсы, предыдущие места работы и задачи, которые вы выполняли, рекомендации. Пункт с курсами можно использовать в качестве небольшой хитрости. Если компания ищет сотрудника с дипломом конкретного престижного университета, которого у вас нет, попробуйте заранее пройти профильный онлайн-курс этого вуза. Да, это не диплом магистра, но само название нужного университета в резюме вам зачтется.
Наниматель хочет знать о кандидате все, что касается его способности выполнять конкретные задачи компании. Но не больше
— Скотт Гарнер.
На что работодатели обращают внимание меньше всего, так это на пункты «Хобби» и «Личные достижения». Как правило, HR-специалистам плевать, что соискатель пробежал полумарафон или коллекционирует фигурки персонажей Warhammer 40000. Это может раскрыть некоторые личные качества кандидата, но слабо описывает его как специалиста. В целом аналитики ZipRecruiter не рекомендуют включать в резюме блоки, не имеющие прямого отношения к вакансии: так вы сэкономите время потенциального нанимателя. Более того, согласно их исследованию, избыточная информация об увлечениях и умозрительных достижениях снижает шансы кандидата на 24%.
Следите за длиной текста
Длина текста также играет важную ключевую роль в том, как HR-менеджер воспринимает резюме. ZipRecruiter обнаружил, что рекрутеры оценили резюме длиной от 600 до 700 слов гораздо выше, чем резюме короче 500 слов. Но длиннее не значит лучше: текст больше 700 слов тоже выглядит проигрышным. Исследование также показало: саммари лучше уложить в диапазон от 90 до 100 слов. «Соблюдение этих рекомендаций повышает шансы соискателя на 30%», — утверждает Гарнер.
Используйте релевантное описание
По данным ZipRecruiter, лучшие резюме объединяет повторяющийся набор слов, описывающих навыки управления, активную позицию в работе и способность решать проблемы. Слова «опыт», «проект», «управление», «разработка», «навык», «знание», «команда» больше помогут с поиском работы, тогда как «сложный», «шанс», «график», «учиться» снижают вероятность трудоустройства.
Описывая свой опыт работы, используйте числа и бренды. Вместо «Занимался привлечением новых клиентов» напишите конкретнее: «Привлек 10 новых клиентов за месяц для компании X». Так список ваших прежних обязанностей превращается в перечень ваших достижений. И никогда не используйте конструкцию «занимал должность» — это ничего не говорит о вас, зато отдает тяжеловесной пассивностью.
Формулировки вроде «коммуникабельный», «стрессоустойчивый», «быстро учусь» лучше вычеркнуть. Во-первых, ни один работодатель им не верит. Во-вторых, это нормальные качества нормального человека, а не конкурентное преимущество. В-третьих, способность «быстро учиться» как будто намекает, что вы не готовы приступить к работе сразу. А наниматель обычно ищет сотрудника, который уже знает и умеет все необходимое (если только речь не о вакансии с пометкой «без опыта работы»).
Помните: здравый смысл важнее
С одной стороны — цифры не лгут, с другой — толковать данные можно по-разному. Например, мы не можем быть уверены, что корреляции, обнаруженные аналитиками ZipRecruiter, показывают нам истинную причинно-следственную связь. Не нужно искать способ втиснуть слово «управление» в свое резюме, если вы ничем не управляли. Это не поможет.
Средняя длина резюме сама по себе тоже не повлияет на ваши шансы. Скорее всего, коротко о себе писали соискатели с маленьким опытом работы — поэтому они и не получили приглашение на собеседование. Также вероятно, что самые длинные резюме содержали в себе много лишней информации, чем и оттолкнули HR-специалиста.
Помните о здравом смысле: механическое выполнение советов, приведенных выше, не работает. Это всего лишь способ правильно структурировать и изложить факты о вас — а если нет фактов, структурировать и излагать нечего.
Специалист или универсал? Кто более востребован на рынке труда и что лучше для бизнеса